Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте

Опубликовано 30.04.2015

 Арсеньева Ю.Ю.

Очное отделение, 44.02.01 Дошкольное образование, III курс (2014/15).

Статья опубликована:

Черная Е.В., Арсеньева Ю.Ю. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам L-LI междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 13 апреля 2015 г.). URL: http://sibac.info/18470 

Ссылка на размещение в научной электронной библиотеке "Киберленинка": URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-lzhivogo-povedeniya-v-doshkolnom-vozraste

Ссылка на размещение в РИНЦ: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23279307

Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте

Черная Елена Васильевна,

руководитель научно-методического центра

Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, РФ, г. Южно-Сахалинск

Е-mail: elena_cherrnaya@mail.ru

Арсеньева Юлия Юрьевна,

студентка III курса

Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, РФ, г. Южно-Сахалинск 

Psychological and pedagogical aspects of false behavior in preschool age

Elena Chernaya

head of scientific and methodological center

teachers college the Sakhalin State University, Russia,  

Yushno-Sakhalinsk

Е-mail: elena_cherrnaya@mail.ru

Yuliya Arsenieva,

3th grade student teachers college the Sakhalin State University, Russia

Yushno-Sakhalinsk

Аннотация

В данной статье автор анализирует прикладное значение феномена лжи в дошкольном возрасте, акцентируя внимание на характеристике основных мотивов его появления.

ABSTRACT

In this article, the author analyzes the practical significance deceitful behavior in the preschool years. Particular attention is paid to characteristics of the main motives deceitful behavior of preschool children.

Ключевые слова: ложь; обман; правда. 

Keywords: a lie; hoax; the truth.

Актуальность исследованияобусловлена тем, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из принципов определяет приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [3, раздел I, п.1.4 (6)], а задачей определено создание социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [3, раздел I, п.1.6 (8)].

Учитывая тот факт, что в дошкольном возрасте ребенок только начинает осваивать социальные нормы поведения, проблема осознания и принятия этих норм, имеет важно значение, особенно для детей из разных социокультурных сред. Одной из таких норм является правильное, т.е. социально одобряемое поведение, которое преподносится ребёнку взрослыми через такие категории, как «честное», «правдивое» поведение. При этом противоположным явлением, или социально порицаемым, является лживое поведение. При этом следует акцентировать внимание на абстрактности самих категорий «правдивое» и «честное» поведение, смысл которых может зависеть от норм и традиций, принятых в той или иной социокультурной среде. В этой связи исследование психолого-педагогических аспектов лживого поведения, способных привести впоследствии к нарушениям психического здоровья ребенка, представляется важным и актуальным.

В психологии и психолингвистике феномен лжи широко исследуется. Существует большое количество авторских определений лжи. Например, Ж. Мазип предлагает следующее определение феномена: «Обман (или ложь) - намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной» [5].

О. Фрай говорил, что ложь – это успешная или безуспешная намеренная попытка, которая совершается без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным [4].

Д. Пауло доказала, что ложь – это весьма распространенный в жизни коммуникативный феномен, включающий разнообразие ситуаций и тактик лжи. Она разработала трехфакторную модель лжи, в которую имеются следующие элементы: содержание (выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт), тип (прямая как неправда в чистом виде, преувеличение и тонкая ложь как опускание важных деталей) и референт (то, о чем или о ком говорит ложь) [4].

В некоторых случаях ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение». Так, П. Экман дает следующее определение лжи: «Намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это» [5].

Заметим, что категории «правда» и «ложь» относятся к понятиям, широко используемым как в обыденной жизни человека, педагогической практике, так и в науке. Именно такая распространенность понятия создает трудность в их научном исследовании, поскольку неизбежно размывает их содержание. Поэтому до настоящего времени в науке не выработано единого подхода к пониманию сущности данного феномена и не определены терминологические границы, разделяющие ложь и правду [4].

Необходимо обратить внимание на то, что проблема исследования детской лжи имеет важное не только теоретическое, но и прикладное значение, поскольку данный феномен непосредственно соприкасается со многими фактами психологии детства. К примеру, с практической точки зрения представляется важным понимание истоков, условий возникновения лжи. А если рассматривать ложь как форму поведения, содержащего объективно ложное высказывание, которое сопряжено с сознательным стремлением придать изначально ложному сообщению вид истины, вводящего партнёра по общению в заблуждение, то изучение когнитивных механизмов, лежащих в основе генезиса и динамики любого поведения дошкольников (правдивого или ложного) становится очевидным [1].

Безусловно, в мире не существует ни одного человека, который хотя бы единожды не прибегнул ко лжи. Рассмотрим возможные причины, которые провоцируют дошкольника на использование лживого поведения.

Как правило, до четырех лет ребенок не прибегает ко лжи. В эти годы он еще не научился смотреть на происходящее глазами взрослого или другого человека, и поэтому делает то, что хочет, не задумываясь о том, как это выглядит со стороны. Дети этого возраста обожают розыгрыши. Вводя взрослых в заблуждение, ребенок не врет, он просто хочет показать, что вырос и стал умным. Розыгрыш не несет в себе преднамеренного обмана, так же, как и детская фантазия. Это правдивый вымысел, к которому малыш прибегает, чтобы украсить свои мысли и поступки. То есть в этом возрасте ложь ограничивается обычно мелким сокрытием какой-либо ситуации или невинными проказами.

Однако в жизни каждого ребенка когда-нибудь возникают жизненные ситуации, подводящие его к осознанию того, что в мире существуют такие ситуации или предметы, которые имеют непривлекательный истинный вид и, чтобы его скрыть или приукрасить, лучше сказать неправду. В этом случае ребенок может прийти к выводу, что, солгав, можно легко избежать проблем, и потому он выбирает данный способ взаимодействия. Однако если взглянуть на ситуацию глубже, с позиций взрослого человека, то можно увидеть, что использование ребенком лжи может проецировать серьёзные проблемы в детско-родительских отношениях, в которых нарушены такие ключевые составляющие, как базовое доверие и притязания на признание. Ведь ложь, как искажение истины, появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Данные ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. У ребенка, нарушившего правило, появляется соблазн использовать ложь снова.

Если у дошкольника остаются не реализованными притязания на признание, что может быть следствием недостаточного развития волевой сферы, затрудняя последовательное соблюдение правил поведения и совершения поступков, ведущих к признанию, то, как побочное следствие такой ситуации, также появляется ложь.

Следует учитывать тот факт, что до четырёх-пяти лет ложь как личностное качество ещё не развивается. Намеренное использование лжи, а также умалчивание правды возникают, если ребенок, испытывая страх перед возможным наказанием за проступки и/или за испытываемые чувства, понимает, что честность только декларируется взрослыми и в ряде случаев только ухудшает положение. Постепенно у ребенка вырабатываются механизмы управления своим поведением: умение не проговариваться, способность хитрить и др. Если такое поведение у ребенка закрепляется, то с течением времени у него фиксируется позитивное отношение к любой лжи и обману, которые, в свою очередь, ошибочно расцениваются им, а иногда и взрослыми, как проявление сообразительности, проворства, что, безусловно, является подменой данных качеств. Так, собственную ложь ребенок начинает считать «военной» хитростью, тогда как на самом деле она из средства сокрытия трансформируется в средство добывания желаемых благ.

Поэтому дети лгут из страха столкнуться с суровой действительностью, будучи не способными справиться с требованиями взрослых. Такое поведение детей, бесспорно, является защитным и ведет к появлению чувства вины, понижению самооценки. Таким образом, лживое поведение детей нередко провоцируют их родители, демонстрирующие излишнюю жесткость, жестокость или непоследовательность в своих требованиях, в результате чего у ребенка вырабатывается стремление им угодить. Поскольку лживость – это форма поведения, которая направлена на введение других в заблуждение ради достижения личных целей, можно сказать то, что ложь в любом случае является симптомом неблагополучия в жизни ребенка. Когда ребенок лжет, он часто верит себе. Он сопровождает фантазией поведение, приемлемое для себя.

Детская ложь – это не что иное, как продолжение освоения «не Я», только не во внутреннем диалоге, а во внешнем – со взрослым или сверстником. Среди исследованных видов лжи значимое место занимает ложь об отношении к предметам, так как это самая легкая ложь. Более трудной является ложь о чувствах (особенно своих). Чувства, которые принадлежат «Я», труднее превратить в «не Я». В зрелом возрасте солгать о чувствах будет сделать значительно проще, но пока ребенок еще достаточно искренен, обладает присущей ему в дошкольном возрасте детской непосредственностью.

Взрослым следует помнить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка должно быть сформировано четкое понимание того, что такие личностные качества, как, например, ложь или зависть, являются порочными, и их нужно стыдиться и стараться преодолевать, не позволяя им стать чертой личности.

Вместе с тем, если дошкольник начинает использовать элементы лживого поведения, то это можно рассматривать, как свидетельство развития мышления и наступления нового возрастного этапа, поскольку если ребенок прибегает к обману, значит, его личный опыт уже позволил ему усвоить выгодные стороны лжи. В самом худшем варианте, если ребенок всё-таки накопил опыт удачных обманов и усвоил способы сокрытия правды и оправдания лжи, навык лживого поведения будет только шлифоваться, а ребенок, постигший его прагматические стороны, будет и впредь стремиться извлечь из него пользу. Результатом может стать стойкая деформация личности и асоциальное поведение.

Итак, наиболее распространёнными мотивами лживого поведения дошкольников могут быть следующие:

  • недоверие к взрослым;
  • стремление избежать досадных последствий, наказания;
  • стремление получить желаемое, если обычный способ это исключает (как правило, это касается привлечения внимания и интереса к себе со стороны окружающих);
  • стремление получить власть над окружающими, а иногда отомстить им;
  • стремление самоутвердиться;
  • стремление защитить что-либо или кого-либо значимого для себя [2].

Подводя итог, можно сказать, что лживое поведение дошкольников – это мотивированные поступки, подменяющие реальность, ставящие ребенка перед необходимостью жить в искажённом, выдуманном мире, приводя к разрушению социальных контактов со сверстниками и взрослыми. Поэтому оставлять его без внимания нельзя.

Список использованной литературы

  1. 3еньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 360 с.
  2. Карбашева Е.С. Проблема детской лжи [Электронный ресурс] // 1september.ru: [сайт]. [2014]. URL: http://festival.1september.ru/articles/619196/ (дата обращения: 7.04.2015).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Фрай. О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 284 с. URL: http://www.razlib.ru/psihologija/lozh_tri_sposoba_vyjavlenija_kak_chitat_mysli_lzheca_kak_obmanut_detektor_lzhi/index.php (дата обращения: 7.04.2015).
  5. Экман П. Психология лжи. Киев, 1999. – 150 с. URL: http://www.pseudology.org/chtivo/EkmanPol_PsihologiyaLzhi.pdf (дата обращения: 7.04.2015).