Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Особенности психолого-педагогического исследования стилей детско-родительских отношений

Опубликовано 01.05.2015

Ким А.И.

Очное отделение, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, II курс (2014/15).

Статья опубликована:

Ким А.И., Черная Е.В. Особенности психолого-педагогического исследования стилей детско-родительских отношений // Студенческая наука XXI века: сб. науч. статей V Международной студенческой научно-практической конференции (Чебоксары, 18 мая 2015 г.). Чебоксары, 2015. С.148-150. 

URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/150/Action150-8371.pdf

Дискуссионная площадка: URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=8371

Ссылка на размещение в РИНЦ:

URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23667362

Особенности психолого-педагогического исследования стилей детско-родительских отношений

Ким Антон Игоревич

студент

Черная Елена Васильевна

руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область 

Аннотация: в статье рассматривается понятие и значение воспитательной роли родителей на основе описания стилей родительского отношения. Приведены результаты экспериментального исследования, проведенного в процессе педагогической практики в одной из школ г. Южно-Сахалинска.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный стили родительского поведения.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблеме взаимоотношения родителей и детей уделяется все больше внимания со стороны государства. Согласно Семейному кодексу РФ, «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей» [4]. Очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.

Также государство нацеливает педагогов на работу с родителями. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (ФГОС СПО) в качестве одного из требований к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) ставит перед педагогами задачу «обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания [5]. Чтобы решить данную задачу необходимо знать, какие типы взаимоотношений в семье существуют.

Родители играют важную роль в жизни ребенка, на них ложится основная ответственность за его дальнейшее развитие. Воспитание ребенка происходит через систему отношений ребенка с родными, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности. Правильное воспитание детей в семье полностью зависит от родителей. Большое значение имеет и единство требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. Стиль воспитания и семейные традиции определяют характер взаимоотношений детей с родителями в семье.

В настоящее время существует несколько классификаций стилей родительского поведения, которые разрабатывали отечественные и зарубежные психологи, среди которых можно отметить Д. Бомринд, К. Роджерса, Д. Винникотт, М. Кляйн, А.С. Спиваковскую, А.И. Захарова, В.В. Столина, А.Е. Личко и др. [3]

Из всех классификаций подробнее охарактеризуем концепцию стилей детско-родительских отношений Д. Бомринд, как наиболее полную и стандартную. Она состоит из 4-х стилей родительского поведения. Охарактеризуем их подробнее.

  1. Авторитетный стиль родительского поведения характеризуется твердым контролем над действиями детей, а также поощрением обсуждения в кругу семьи тех норм и правил, которые установлены для ребенка. Поэтому для детей, как правило, понятны все решения и действия, которые принимают их родители, вследствие чего они без труда с ними соглашаются. Следствием таких отношений является то, что в семье преобладает дружеская атмосфера, в которой высокий уровень контроля со стороны родителей позволяет детям успешно социализироваться, развивая у них уверенность, адекватную самооценку.
  2. Авторитарный стиль родительского поведения сочетает в себе высокий уровень контроля с их стороны с эмоционально холодными отношениями с детьми. Закрытость родителей для общения с детьми, установление жестких правил и требований, исключают возможность совместного обсуждения, и слабо способствуют развитию автономности детей. Вследствие этого у детей развивается тревожность, замкнутость, низкий уровень притязаний, пассивность и зависимость (у девочек-подростков), агрессивность и неуправляемость (у мальчиков-подростков).
  3. Либеральный стиль сочетает в себе низкий уровень родительского контроля и теплые, сердечные отношения с детьми. Как правило, либеральные родители, демонстрируя «безусловную любовь», так увлекаются, что перестают вообще контролировать своих детей, потакая их слабостям, поощряя импульсивность. Хотя в редких случаях, как признает автор, такой стиль все-таки формирует у детей активность, решительность и творчество.
  4. Индифферентный стиль родительского поведения, напротив, отличается сочетанием низкого контроля над поведением детей и отсутствием эмоционально близких отношений с ними. Провоцировать появление такого стиля воспитания могут трудности повседневной жизни, не позволяющие родителям уделять достаточно сил и внимания детям. В случае, если безучастие родителей усиливается враждебностью (отвергающие родители), это может создать основу для зарождения склонности к делинквентному поведению [1].

На базе одной из общеобразовательных школ г. Южно-Сахалинска в процессе прохождения педагогической практики было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление стилей родительского отношения к детям и позволяющее формировать профессиональные компетенции [6]. Добровольно выразили свое согласие на участие в опросе 14 родителей учащихся 2-го класса, которым было предложено ответить на 60 вопросов теста [2]. Качественный анализ результатов диагностики позволяет сделать ряд выводов.

Отвечая на вопросы теста, родители отметили, что испытывают по отношению к детям разные эмоции: от раздражения и досады (80 %) до принятия ребенка таким, какой он есть (20 %). Но в плане сотрудничества с ребенком родители 52 % родителей проявляют искренний интерес к тому, что его интересует, высоко оценивая способности, поощряя самостоятельность и инициативу. Ответы родителей свидетельствуют о том, что у 56 % опрошенных высоко развиты симбиотические отношения с детьми, что может создавать для растущего ребенка проблемы в формировании личностной автономии. Значительная часть родителей (77 %) склонна чрезмерно контролировать действия своих детей, задавая строгие дисциплинарные рамки, но не позволяя детям самостоятельно принимать адекватные их возрасту решения. Только 17 % родителей дают детям право на ошибку и верят в их успешность, в то время, как 83 % родителей имеют тенденцию относиться к своим детям, скорее, как к неудачникам.

Бесспорно, за родителями остается право выбирать стиль взаимоотношений, но учитель, зная характерные особенности конкретных детско-родительских отношений, сможет оказать содействие в установлении более приемлемых взаимоотношений между детьми и родителями. Родители же, благодаря знанию особенностей собственного стиля детско-родительских отношений, могут проанализировать свои педагогические методы и выбрать наиболее подходящий вариант воспитания своего ребенка. 

Список литературы

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004.  – 244 с.
  2. Варга А.Я., В.В. Столин. Методика диагностики родительского отношения: тест / А.Я. Варга, В.В. Столин // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/26.htm.
  3. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988.  – 208 с.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Рос. Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2014. № 1353. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Черная Е., Технологии формирования компетенций в гуманитарном образовании: монография [Текст] / Е. Черная. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Pablishing, 2013. – 71 с.

Галерея изображений