Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у старших дошкольников

Опубликовано 23.10.2015

Томашевская Е.А.

Заочное отделение, 44.02.01 Дошкольное образование, IV курс (2014/15)

Воспитатель детей дошкольного возраста 

МБДОУ №1 «Малыш» пгт. Томари, Сахалинская область

Статья опубликована:

Черная Е.В., Томашевская Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у старших дошкольников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.].  Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/194/Action194-12778.pdf

Дискуссионная площадка: URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=12778

Ссылка на размещение в РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=24415618

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у старших дошкольников

Черная Елена Васильевна

руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Томашевская Юлия Анатольевна

воспитатель детей дошкольного возраста

муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение

детский сад №3 "Малыш" г. Томари, Сахалинская область

 

Аннотация: в статье акцентируется внимание на рассмотрении специфических особенностей формирования творческих способностей в старшем дошкольном возрасте. Авторы подчеркивают роль и взаимосвязь физической и интеллектуальной деятельности в процессе приобщения старших дошкольников к творчеству.

Ключевые слова: социализация, творческие способности, творческий потенциал, развивающая предметно-пространственная среда.

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) [5], основная задача дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) заключается в создании благоприятных условий развития детей, их социализации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Эти условия, в первую очередь, должны способствовать выявлению и реализации творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Анализ исследований Л.С. Выготского [2], А.В. Запорожца [3], А.Н. Леонтьева [4], Н.Н. Поддъякова [6], Н.А. Ветлугиной [1] и других ученых показывают, что в старшем дошкольном возрасте у детей появляется новый тип деятельности – творческий, своеобразие которого заключается в том, что перед ребенком открываются новые возможности: он начинает строить свою деятельность в направлении от мысли к ситуации, а не наоборот, как было прежде. Однако, при характеристике особенностей творческой деятельности старших дошкольников, следует подчеркнуть ее специфичность. Как известно, творческие способности подразумевают в основе своей созидание, либо преобразование чего-то нового в сознании и поведении человека и порождаемых им продуктах. Естественно, что творческие способности возникают не сразу, и на каждом возрастном этапе своеобразны. Поэтому важно понимать, что творчество не является чем-то исключительным, что может быть присуще избранным. Творческие способности могут очень успешно и органично развиваться с детства, но при определенных условиях. Рассмотрим подробнее психолого-педагогические условия, способствующие формированию творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

В первую очередь, следует акцентировать внимание на том, что детское творчество может зародиться только в условиях доброжелательной атмосферы и доверия к ребенку. Поэтому выбор системы воспитания имеет определяющее значение. Известно, что жёсткие меры воспитания подавляют структуры собственного «Я» ребенка, следствием чего становится его неспособность проявлять самостоятельность и отстаивать свою позицию.

Детское творчество, вследствие ограниченного жизненного опыта, имеет свою специфику. В первую очередь, следует отметить тот факт, что оно носит проективный характер, отличается гибкостью и умением легко комбинировать, и совмещать внешне несоединимые предметы. Кроме того, ему свойственна незащищенность: дошкольник, в силу эгоцентризма, смотрит на собственное творчество исключительно собственными глазами, любящими свой творение, и абсолютно уверен в том, что точно таким же образом на сделанное им смотрит и другой человек. Ему ещё сложно осознать, что у другого человека может быть свой собственный, отличный от его, взгляд на мир. Бесспорно, если последующий опыт творчества будет позитивным и позволит ребенку спокойно и уверенно обнародовать продукты своего творчества, то его творчество будет развиваться. В противном случае ребенок может начать комплексовать, перестать творить и, в конечном итоге, превратится в типичного взрослого - пассивного наблюдателя и всезнающего критика. Поэтому созидание в индивидуальном развитии во многом зависит от согласованности и взаимодействия личности с культурой.

Поэтому важнейшим фактором, способствующим формированию творческих способностей детей в дошкольном возрасте, является соблюдение педагогами и родителями ряда психолого-педагогических условий, а именно:

  1. Систематическое и целенаправленное физическое развитие ребенка с раннего детства. Этому способствует раннее ползание и хождение, обучение плаванию, гимнастике. При этом физические занятия следует сочетать с интеллектуальными: чтением, счетом, знакомством с различными инструментами и материалами.
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие зоны ближайшего развития детей.
  3. Поощрение со стороны взрослых максимального напряжения сил ребенка при выполнении творческой работы. Ведь известна закономерность: чем чаще человек в процессе какой-либо деятельности достигает предела своих возможностей, постепенно повышая эту планку, тем успешнее развиваются его способности.
  4. Предоставление ребенку большей самостоятельности в выборе деятельности, способов её выполнения, чередовании дел и продолжительности занятий.
  5. Доброжелательная помощь взрослых, ограничивающая вседозволенность, должна ненавязчиво направлять деятельность ребенка, чтобы он мог сам думать и совершать открытия.
  6. Очень важно создавать тёплую дружескую атмосферу как в семье, так и детском саду. Поэтому надо исключить из обихода критические замечания, давать детям право на ошибку, помня о том, только творческий педагог способен зажечь в воспитанниках жажду познания и развить исследовательские способности.

Воспитателю, нацеленному на формирование творческих способностей у воспитанников, желательно ориентироваться на следующее:

  • задания-ступеньки должны способствовать опережающему развитию детей;
  • творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, создавая атмосферу свободного и радостного творчества;
  • соблюдать выполнение закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность;
  • соблюдать выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию;
  • создавать ситуации успеха;
  • создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей и мнений;
  • создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия педагогов и детей, дизайн и эргономику современной среды ДОУ.

Таким образом, главным фактором, определяющим формирование творческих способностей ребенка, является содержание взаимоотношений ребенка с взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к нему.

Список литературы

  1. Ветлугина, Н. О теории и практике художественного творчества детей [Текст] / Н. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 1965. – № 5. – С.6-10.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  3. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. – 1966. – №.2. – С. 5-10.
  4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 191 с.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст] / Н.Н. Подъяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 251 с.