Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Психолого-педагогические аспекты организации и проведения воспитателем детей дошкольного возраста диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников

Опубликовано 17.07.2015

Долгова О.А.

Заочное отделение, 44.02.01 Дошкольное образование, IV курс (2014/15)

Воспитатель детей дошкольного возраста 

МБДОУ №27 г. Углегорск, Сахалинская область

Статья опубликована:

Черная Е.В., Долгова О.А. Психолого-педагогические аспекты организации и проведения воспитателем детей дошкольного возраста диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С.184-188.

URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/143/Action143-10729.pdf

Дискуссионная площадка: URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=10729

Ссылка на размещение в РИНЦ: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23949788

Психолого-педагогические аспекты организации и проведения воспитателем детей дошкольного возраста диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников

Черная Елена Васильевна

руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Долгова Ольга Александровна

воспитатель детей дошкольного возраста

МБДОУ №27

г. Углегорск, Сахалинская область

 

Аннотация: в статье обосновывается важность осознанного и целенаправленного психолого-педагогического подхода к организации и проведению диагностики особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Авторами описаны цель, задачи, этапы, принципы, направления, содержание диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников.

Ключевые слова: речевое развитие старших дошкольников, психолого-педагогическая диагностика речевого развития старших дошкольников, диагностическое обследование речевого развития старших дошкольников, профессиональные компетенции.

 

Актуальность проблемы исследования психолого-педагогических аспектов организации и проведения диагностики особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает на то, что при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) может оцениваться индивидуальное развитие детей, при этом оценка «производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) [10]. В этой связи исследование психолого-педагогических аспектов организации и проведения воспитателем детей дошкольного возраста диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников имеет прикладное значение.

Заметим, что в последние десятилетия в системе дошкольного образования Российской Федерации широкое распространение получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста. Её внедрение в деятельность ДОУ обусловлено тем, что реализация в образовании личностно - ориентированного подхода предполагает построение образовательного процесса на диагностической основе: без исследования индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка его просто невозможно эффективно организовывать. В этой связи федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование непосредственно указывает на то, что воспитатель обязан на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу, изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей» [6].

Бесспорно, возможность своевременного отслеживания педагогом динамики психофизического развития детей с целью реализации индивидуального подхода в образовательном процессе, не вызывает сомнений. Так же очевидно и то, что только методически грамотное применение психолого-педагогической диагностики является позитивным моментом образовательного процесса, и воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, под которыми понимают связанные с областью деятельности навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные различным предметным областям, чтобы использовать её с созидательной целью [12]. В этой связи важно определить психолого-педагогические аспекты, при которых использование воспитателем детей дошкольного возраста диагностики речевого развития старших дошкольников будет целесообразным и полезным.

Первоочередным условием можно назвать ясное и осознанное целеполагание в деятельности педагога, использующего диагностику. Следует понимать, что цель диагностики речевого развития, организуемой воспитателем, – это выбор адекватных индивидуальным психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста содержания и методов работы, а не просто изучение индивидуальных особенностей детей.

Как отмечается в ФГОС ДО, «результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей» [10].

В соответствии с целью и задачами, этапами проведения диагностики могут быть следующие:

  1. выявление имеющегося в данный момент состояния речевого развития у детей;
  2. определение соответствия/несоответствия речевого развития детей возрастной психофизиологической норме;
  3. определение перспектив развития разных сторон речи у детей;
  4. определение путей формирования, развития, коррекции выявленных особенностей речевого развития;
  5. мониторинг динамики речевого развития.

В свою очередь, реализация деятельности воспитателя детей дошкольного возраста должна базироваться на основных принципах организации диагностической работы с детьми. Охарактеризуем их подробнее.

  1. Соблюдение законности - диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов, а именно: «Конвенции о правах ребенка» [3], «Конституции РФ» [4], ФЗ «Об образовании в РФ» [5]; приказов и инструктивных писем Министерства образования и науки РФ и субъекта РФ; Устава образовательного учреждения; договоров с родителями; решений педагогического совета ДОУ; приказов руководителя ДОУ.
  2. Использование научного подхода - опора на достоверные научные исследования, обосновывающие выбор тех или иных параметров, методов, сроков обследования.
  3. Соблюдение этических норм и правил в процессе организации и проведения диагностики – уважение личности и прав ребенка и родителей, существующих в социуме норм, традиций.
  4. Оптимальность использования форм и методов – предполагает необходимость и достаточность диагностической информации для эффективного использования её в работе ДОУ.
  5. Соблюдение единства диагностики и коррекции – предписывает необходимость обязательной разработки психолого-педагогических мер для снижения/устранения нарушений, выявленных в ходе диагностики.
  6. Прогнозирование зоны ближайшего развития – результаты психолого-педагогической диагностики нельзя интерпретировать, как определяющие судьбу ребенка: любое достижение ребенка в дошкольном возрасте на каждом этапе развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора воспитателем адекватных методов и технологий для проведения индивидуальной работы.
  7. Уважение права ребенка на ошибку и незнание, создание ситуации успеха - включение в свою структуру обследования определенных, фиксированных мер внешней помощи, используемых в случае затруднений у ребенка, и оказание психологической поддержки;

Заметим, что, определяя содержание методов диагностики речевого развития старших дошкольников, важно учитывать специфику развития речи детей и помнить, что усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Поэтому чтобы провести психолого-педагогическую диагностику речевого развития, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. В этой связи отметим, что в психолого-педагогической науке накоплено много работ ученых, связанных теоретическими и практическими аспектами развития речи детей, в частности, можно отметить труды Л.С. Выготского [2], М.Р. Львова, Е.А. Аркина, Е.И. Тихеевой [7], О.С. Ушаковой [8], С.Н. Цейтлин [11] и др. Подбирая методы диагностики речевого развития, можно опираться на апробированные методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной [1], О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной [9].

В целом, обобщая позиции психологов и педагогов, нужно учитывать, что диагностика речевого развития может идти по разным направлениям:

  • во-первых, при изучении любых проявлений интеллектуальной деятельности как одного из показателей умственного развития диагностика проводится лишь по функциям, непосредственно указывающим на уровень интеллектуального развития, а именно: понимание чужой и осознание своей речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй речи;
  • во-вторых, при исследовании собственно речи во всех аспектах (фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом) важно детальное исследование каждого из аспектов речевой деятельности [13].

В соответствии с данными рекомендациями следует определять содержание диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

К примеру, при проверке словаря необходимо обращать внимание, в первую очередь, на количественный и качественный его состав, понимание значения слова, степени его обобщенности, а также умения применять выразительные средства языка и использовать их в связной речи. Для этого полезно применять следующие задания, ориентированные на:

  • показ и называние предметов и картинок, предлагать детям их сравнить, классифицировать;
  • дополнение заданного тематического ряда;
  • название предметов по их описанию;
  • подбор синонимов, антонимов;
  • составление предложений с заданным словом;
  • и др.

Для обследования грамматического строя речи полезно давать задания, позволяющие выявить понимание грамматических конструкций, например:

  • составить предложения с заданными словами или по картинке;
  • дополнить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • провести словообразование.

Фонетические особенности речи следует обследовать путем выполнения следующих заданий:

  • произнесения звуков в разных позициях (изолированных, в словах, во фразах),
  • узнавания, различения и сравнения слов, фраз;
  • запоминания звуковых и слоговых структур.

Степень развития связной речи определяется посредством пересказов заданных текстов, самостоятельного рассказывания.

Несомненно, что организовать и качественно провести психолого-педагогическую диагностику особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста может только компетентный специалист (педагог-психолог, воспитатель детей дошкольного возраста), владеющий:

  • технологиями проведения диагностического обследования;
  • процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;
  • процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
  • процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;
  • процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;
  • методами интерпретации данных обследования;
  • методами составления заключения по результатам обследования;
  • методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

В целом, можно отметить, что диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана совершенствовать качество образовательного процесса. И воспитатель детей дошкольного возраста должен со всей ответственностью соблюдать все необходимые организационно-методические требования к её проведению.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. –М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека: сб. трудов [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
  3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Вступила в силу для СССР 15.09.1990. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Конституция РФ [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  5. Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013). Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».
  7. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 111 с.
  8. Ушакова, О.С., Вопросы речевого развития дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова, Ф.А. Сохин. – М.: РАО, 1998. –490 с.
  9. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000. – 240 с.
  12. Черепенникова, Н.А., Черная, Е.В. Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения [Текст] / Н.А. Черепенникова, Е.В. Черная // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. – № 39-2. – С. 19-28.
  13. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: Аркти, 2003. – 240 с.

Свидетельства о публикации