Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Психолого-педагогические аспекты организации эффективного взаимодействия воспитателя детей дошкольного возраста с семьёй

Опубликовано 07.08.2015

Новоглядова Е.В. 

Заочное отделение, 44.02.01 Дошкольное образование, IV курс (2014/15)

Воспитатель детей дошкольного возраста 

МБДОУ №1 «Улыбка» пгт. Смирных, Сахалинская область

Статья опубликована:

Черная Е.В., Новоглядова Е.В. Психолого-педагогические аспекты организации эффективного взаимодействия воспитателя детей дошкольного возраста с семьёй // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 07 авг. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С.110-116.

URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=10761

Дискуссионная площадка: URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=10761

Ссылка на размещение в РИНЦ: 

URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23950450

Психолого-педагогические аспекты организации эффективного взаимодействия воспитателя детей дошкольного возраста с семьёй

Черная Елена Васильевна

руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Новоглядова Евгения Анатольевна

воспитатель детей дошкольного возраста

МБДОУ №1 «Улыбка»

пгт Смирных, Сахалинская область

 

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические подходы к установлению позитивного взаимодействия воспитателя детей дошкольного возраста с семьей, учитывая существующие в психолого-педагогической науке модели семейного воспитания, принципы, формы и методы работы с семьёй. Авторы приводят описание апробированной модели взаимодействия с семьёй в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: семейное воспитание, модели семейного воспитания, моделирование, компетентностный подход, системный подход, структурный подход, профессиональные компетенции

 

Актуальность исследования проблемы взаимодействия с семьёй состоит в том, что согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), взаимодействие взрослых (родителей, педагогических работников) и детей должно носить личностно-развивающий и гуманистический характер и включать содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьей [12].

Семья была и остается самым важным из всех факторов личностного развития ребенка, главным и влиятельным институтом воспитания. Организуя взаимодействие с семьёй, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями в области индивидуального консультирования по вопросам семейного воспитания, знать особенности проведения индивидуальной работы с семьей, методы и приемы оказания педагогической помощи семье, методы изучения особенностей семейного воспитания [10]. Поэтому исследование психолого-педагогических условий организации эффективного взаимодействия воспитателя детей дошкольного возраста с семьёй является важной проблемой.

Отметим, что большой вклад в решение вопроса о подходах к воспитанию детей, факторах, влияющих на формирование позитивных взаимоотношений, внесли многие отечественные и зарубежные исследователи, а именно: А.А. Бодалев [11], М.И. Лисина [9], Е.И. Артамонова [2], В.Н. Дружинин [7], А.Я. Варга [4], Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис [15], А. Адлер [1], Э. Берн [3], Т. Гордон [5], М. Джеймс, Д. Джонгвард [6] и многие другие.

В работах ученых отмечено, что семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль, и детско-родительские отношения значимо влияют на формирование личности ребенка, его эмоциональной сферы, адаптивных возможностей. Поэтому большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль общения с родителями, принятые в семье ценности.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описаны различные модели семейного воспитания, а именно:

  • адлеровская модель, ведущим принципом которой является взаимоуважение членов семьи, а цель составляет целенаправленное и сознательное изменение поведения родителей [1];
  • учебно-теоретическая модель Б. Скиннера, основанная на идеях бихевиоризма, согласно которой воспитание родителей заключается в их научении быстрым поведенческим техникам, а в процессе осмысления ими своих и детских поступков, а также их мотивов, они постепенно способны овладеть умениями регулировать свое поведение [2];
  • модель чувственной коммуникации Т. Гордона, базирующаяся на принципах открытости общения, его диалогичности, искренности и раскрепощённости чувств. В данной модели вектор движения устремлен от формирования чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи. Поэтому от родителей требуется усвоить три главных умения, а именно: активное слушание, доступное для ребенка выражение собственных чувств, практическое использование в семейном общении принципа «оба правы» [5];
  • модель воспитания родителей М. Джеймса, Д. Джонгварда, основанная на транзактном анализе Э. Берна, согласно которой индивид может воспринимать, анализировать и реагировать на действительность по-разному, а именно: по-взрослому, по-детски, по-родительски. Поэтому главная задача воспитания родителей состоит в научении членов семьи взаимным компромиссам и их использованию при общении, для чего родители должны овладеть терминологией транзактного анализа. Это позволит им научиться анализировать своё поведение и взаимоотношения в семье, правильно определяя свою позицию как родителя, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка, что обеспечит установление психологически здоровых взаимоотношений [6];
  • модель групповой терапии X. Джинот, имеющая прикладной характер, направленная на решение проблемных ситуаций и ориентированная на стремление научить родителей в процессе групповых консультаций, инструктажа и терапии избавиться от чувства вины, поделиться опытом, переживаниями, и, в результате, переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребенка [2];
  • модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни И.В. Гребенникова, базирующаяся на предположении о том, что недостатки, ошибки и просчеты в семейном воспитании и отношениях обусловлены психолого-педагогической некомпетентностью взрослых как родителей [2].

Авторы этих и других концепций по-разному описывают механизмы взаимодействия родителей и детей, однако основными факторами воспитания во всех моделях признается передача детям норм поведения, привычек и ценностей, значимых для родителей.

Эти и другие теоретические положения, сформулированные различными авторами, могут стать основой для определения подходов к педагогическому взаимодействию между воспитателем детей дошкольного возраста и семьей воспитанников. Заметим, что под педагогическим взаимодействием понимают особую форму сотрудничества, при которой специалисты и педагоги, учитывая особенности семей, формируют условия для становления родителей активными субъектами воспитательного процесса, и тем самым обеспечивают единство педагогического влияния на дошкольников в образовательном учреждении и в семье.

Эффективность взаимодействия воспитателя с семьями детей зависит от множества факторов, среди которых важную роль, с одной стороны, имеет активность родителей, их педагогическая компетентность, включающая теоретические, практические и личностные компоненты, а с другой стороны, профессиональная компетентность воспитателя, которая складывается из умений проводить индивидуальные консультации, родительские собрания по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации, оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними [10].

Существует большое количество традиционных и инновационных форм и методов работы с родителями, что дает возможность выстроить эффективную систему работу с ними. Однако, если речь заходит об особенностях взаимодействия с семьёй по вопросам семейного воспитания детей, то определяющими психолого-педагогическими принципами организации деятельности воспитателя детей дошкольного возраста должны быть следующие:

  • соблюдение этических норм работы с семьей;
  • уважение прав родителей на выбор форм и методов воспитания детей;
  • сочетание традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия с семьей;
  • компетентностный подход.

Принимая во внимание тот факт, что воспитание – это процесс, к которому следует подходить комплексно, в работе воспитателя полезно использовать метод моделирования, позволяющий мысленно представить и впоследствии материально воплотить в жизнь систему мероприятий, адекватных предмету деятельности. Ценность методу придает и то, что он позволяет успешно сочетать, безусловно, при подуманном, ответственном отношении, компетентностный, структурный, системный научные подходы [13; 14].

Учитывая опыт практиков, с целью реализации комплексного подхода к проблеме организации эффективного взаимодействия с родителями была разработана и апробирована модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста, представленная ниже.

Таблица 1

Модель организации психолого-педагогического взаимодействия воспитателя детей дошкольного возраста с родителями

(см. после списка литературы) 

Следует подчеркнуть, что, планируя работу с семьёй, следует учитывать право родителей выбирать тот или иной стиль взаимоотношений, не противоречащий установленным нормативно-правовым нормам, знать специфику детско-родительских отношений в каждом конкретном случае. Поскольку воспитатель по роду профессиональной деятельности призван проявлять действенное участие в судьбах воспитанников, то его непосредственной обязанностью является оказание родителям, при необходимости, содействия в воспитании детей. Для выполнения этой задачи воспитатель должен обладать необходимыми современными знаниями в области воспитания детей, демонстрировать владение эффективными воспитательными технологиями в практической деятельности, и иметь опыт позитивной работы с родителями, что в совокупности демонстрирует наличие у него профессиональных компетенций [10]. Только в этом случае педагог сможет завоевать доверие со стороны родителей, и к нему будут обращаться за консультацией, как к компетентному специалисту. А родители, благодаря анализу сложившихся особенностей взаимоотношений с детьми, смогут критически оценить свои педагогические методы и выбрать наиболее подходящий вариант воспитания своего ребенка [8, с.150].

Список литературы

  1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] / А. Адлер. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 448 с.
  2. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е.И. Артамонова. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
  3. Берн, Э. Психика в действии [Текст] /Э. Берн. – Минск: Попурри, 2007. – 174 с.
  4. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / Е.И. Артамонова. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
  5. Гордон, Т. Тренинг эффективного родителя / Т. Гордон // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.klex.ru/qx
  6. Джеймс, М., Джонгвард, Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями [Текст] / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М.: Прогресс; Прогресс-Универсал, 1993. – 336 с.
  7. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
  8. Ким, А.И. Особенности психолого-педагогического исследования стилей детско-родительских отношений [Текст] / А.И. Ким, Е.В. Черная // Студенческая наука XXI века: материалы V Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 18 мая 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 148–150. URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=8371
  9. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина // Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1986. –144 с.
  10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1351. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс». 
  11. Семья и формирование личности. Сб. научн. ст. [Текст] / Под. ред. А.А. Бодалева. – М.: НИНОП, 1981. – 96 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  13. Черная Е.В. Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию у старших дошкольников мелкой моторики [Текст] / Е.В. Черная, Т.В. Инюкина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. URL: https://interactive-plus.ru/imprint.php?actionid=145
  14. Черная, Е.В. Системный подход как основа обучения студентов технологии социального моделирования [Текст] / Е.В. Черная // Современные исследования социальных проблем: материалы VII Общероссийской научно-практической конференции с международным участием (Красноярск, 30 ноября, 2012). – Красноярск, 2012. – С. 185-191. URL: http://sisp.nkras.ru/p-ru/issues/2012/4.pdf
  15. Эйдемиллер, Э.Г. Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

Свидетельства о публикации