Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию у старших дошкольников мелкой моторики

Опубликовано 31.07.2015

Инюкина Т.В.

Заочное отделение, 44.02.01 Дошкольное образование, IV курс (2014/15)

Воспитатель детей дошкольного возраста 

МБДОУ детский сад № 7 «Сказка» г. Томари, Сахалинская область 

Статья опубликована:

Черная Е.В., Инюкина Т.В. Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию у старших дошкольников мелкой моторики // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н.Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С.250-254.

URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/145/Action145-10743.pdf 

Дискуссионная площадка: URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=10743

Ссылка на размещение в РИНЦ: 

URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24039279

Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию у старших дошкольников мелкой моторики

Черная Елена Васильевна

руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Инюкина Татьяна Владимировна

воспитатель детей дошкольного возраста

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Сказка»

г. Томари, Сахалинская область

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема комплексного организационно-методического подхода воспитателя детей дошкольного возраста к развитию мелкой моторики у старших дошкольников на основе использования метод моделирования. Авторами представлен апробированный вариант модели.

Ключевые слова: мелкая моторика, продуктивная деятельность, моделирование, компетентностный подход, системный подход, структурный подход, развивающая предметно-пространственная среда

 

Актуальность исследования проблемы развития мелкой моторики детей состоит в том, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначает её в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования [9]. А федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование предписывает воспитателю на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу» [7].

Изучением проблем, связанных с развитием мелкой моторики занимались такие ученые, как Л.С. Выготский [1], А.Р. Лурия [6], А.Н. Леонтьев [5], А.В. Запорожец [2], М.М. Кольцова [3] и многие другие, раскрывшие, роль развития мелкой моторики в жизни ребенка: поскольку мелкая моторика – это разновидность движений, которые осуществляются посредством мелких мышц руки, не являющихся при этом безусловным рефлексом, движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения. Таким образом, развитая мелкая моторика - это всегда результат ассоциативных связей, возникающих в ходе сложной работы анализаторов: зрительного, слухового и речедвигательного. А совершенствование ручной моторики активизирует работу различных зон головного мозга человека и, в первую очередь, определяющих развитие мышления и речи. Поэтому мелкая моторика рассматривается, как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка.

Результаты исследований психологов, физиологов, педагогов убедительно свидетельствуют о непреходящем значении развития мелкой моторики для общего психофизического развития детей в дошкольном возрасте, определяя успешность овладения навыками продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), родным языком [12]. В свою очередь уверенное владение рукой создает основу для формирования самостоятельности, автономности и независимости от взрослых, инициативности в разных видах детской деятельности. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук в старшем дошкольном возрасте рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной психолого-педагогической работы воспитателя детей дошкольного возраста. При этом эффективность организации этой деятельности зависит от способности педагога программировать профессиональные действия. В этой связи использование технологии педагогического моделирования является продуктивным [11, c.185].

Заметим, что психолого-педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научных психолого-педагогических моделей, под которыми понимается мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающая исследуемый предмет психолого-педагогической действительности [8]. Теоретическую основу построения психолого-педагогической модели деятельности составляют следующие научные подходы:

1)    компетентностный: базируется на способности педагога видеть существенные стороны проблемы и предлагать конструктивные способы её решения;

2)    структурный: позволяет педагогу выделять основные периоды деятельности и планировать их содержательную сторону;

3)    системный: объединяет логически взаимосвязанные и последовательные структурные элементы в единое целое с прогнозируемым ожидаемым результатом [4].

Учитывая вышеизложенное, была разработана апробированная модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики, представленная ниже.

Таблица 1

Модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики у старших дошкольников

(см. после списка литературы)

Необходимо отметить, что важным организационно-методически условием реализации модели является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, являющейся основным средством формирования личности дошкольника, источником новых знаний и социального опыта. Именно поэтому организовывать её надо, ориентируясь на создание условий для развития ребёнком своих способностей, в том числе, мелкой моторики рук. В этой связи развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать ряду требований:

  • побуждать взаимодействовать с ее элементами, повышать функциональную активность ребенка;
  • обогащать сенсорными впечатлениями;
  • стимулировать мотивацию самостоятельной индивидуальной деятельности, структурируя её посредством насыщения пространства специально подобранными материалами;
  • создавать возможности для исследования и научения;
  • обеспечивать комфортность и безопасность обстановки.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в процессе организации и реализации модели достижение желаемого эффекта деятельности возможно при наличии необходимых общих и профессиональных компетенций у воспитателя детей дошкольного возраста [10].

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  2. Запорожец, А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1995. С.112-122.
  3. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка [Текст] / М.М, Кольцова. – М.: Академия,1973. – 144 с.
  4. Кретова, О.В., Черная, Е.В. Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте [Текст] / О.В. Кретова, Е.В. Черная // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть II. (Новосибирск, 24-29 апреля, 2014 г.). – Новосибирск, 2014. – С.62-71. URL: http://sibac.info/14371
  5. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
  6. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 1970. – 495 с
  7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».
  8. Сидоров, С.В. Теоретическая педагогика: электронное учебно-методическое пособие для бакалавров / С.В. Сидоров // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_2.htm
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Черепенникова, Н.А., Черная, Е.В. Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения [Текст] / Н.А. Черепенникова, Е.В. Черная // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. – № 39-2. – С. 19-28.
  11. Черная, Е.В. Системный подход как основа обучения студентов технологии социального моделирования [Текст] / Е.В. Черная // Современные исследования социальных проблем: материалы VII Общероссийской научно-практической конференции с международным участием (Красноярск, 30 ноября, 2012). – Красноярск, 2012. – С. 185-191. URL: http://sisp.nkras.ru/p-ru/issues/2012/4.pdf
  12. Черная Е.В., Долгова О.А. Психолого-педагогические аспекты организации и проведения воспитателем детей дошкольного возраста диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников [Текст] / Е.В. Черная, О.А. Долгова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. URL: https://interactive-plus.ru/imprint.php?actionid=143

Свидетельства о публикации