Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Опубликовано 07.08.2015

Видутова Н.В. 

Заочное отделение, 44.02.01 Дошкольное образование, IV курс (2014/15)

Воспитатель детей дошкольного возраста 

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №16 "Аленький цветочек"г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Статья опубликована:

Черная Е.В., Видутова Н.В. Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 07 авг. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С.128-133. URL: https://interactive-plus.ru/imprint.php?actionid=146 

Дискуссионная площадка: URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=10827

Ссылка на размещение в РИНЦ: 

URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23950468

Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Черная Елена Васильевна

руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Видутова Наталья Владимировна

воспитатель детей дошкольного возраста

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №16 "Аленький цветочек"

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

 

Аннотация: в статье обосновывается важность целенаправленной и систематической работы воспитателя детей дошкольного возраста по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Авторы анализируют проблему с позиций готовности детей к школе и к овладению структурными элементами учебной деятельности, иллюстрируя теоретические взгляды на проблему описанием апробированной модели деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: предпосылки учебной деятельности, структура учебной деятельности, школьная готовность, овладение общими способами действий.

 

Актуальность исследования проблемы формирования предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте обусловлена тем, что система дошкольного образования в настоящее время является первой ступенью к получению ребенком систематического и целенаправленного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и вопросы познавательного развития дошкольников, трактует познавательное развитие, как развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации [8]. В ФГОС ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые обеспечивают преемственность дошкольного и начального общего образования и «предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» [8].

Заметим, что проблема учебной деятельности – одна из основных в отечественной возрастной и педагогической психологии. Психологические исследования, проведенные в разное время Л.И. Божович [1], Л.А. Венгером[2], А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем [6], М.И. Лисиной [7], Д.Б. Элькониным [12], В.В. Давыдовым [4] и другими исследователями, позволили выявить и теоретически обосновать предпосылки развития учебной деятельности, зарождающиеся в ведущей для данного возраста деятельности – игровой. Психологи доказали, что происходит это через развитие познавательной потребности и интереса, способности к саморегуляции и появлении зачатков произвольности, а также таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность.

Учитывая важность обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в предшкольный период повышается значимость работы воспитателя детей дошкольного возраста, направленной на формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, как предварительных условий, обеспечивающих её успешность. Рассмотрим основные предпосылки учебной деятельности, которые должны быть сформированы у детей, стоящих на пороге школьного обучения.

В первую очередь, следует отметить, что старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Расширяются интеллектуальные возможности детей, показатели развития головного мозга шестилетнего ребенка приближаются к соответствующим показателям мозга взрослого человека. Старший дошкольник, научившись выделять существенные признаки в предметах и явлениях, овладевает новым умением – установлением причинно-следственных связей между ними, пространственно-временных и других отношений, пытаясь самостоятельно осмыслить и найти объяснение полученной информации. Все это свидетельствует о том, что старший дошкольник формируется как субъект познания и деятельности. Бесспорно, эти умения очень пригодятся ребенку уже на начальных этапах школьного обучения, поскольку залогом успешной адаптации детей к школе, как известно, является школьная готовность, определяемая следующими показателями:

 

  1. достаточным уровнем сформированности познавательной активности,
  2. умением общаться со сверстниками и взрослыми,
  3. появлением произвольности в познавательных и эмоционально-волевых психических процессах,
  4. соответствием развития психических процессов возрастной норме.

 

Поэтому первой предпосылкой учебной деятельности можно считать наличие у старшего дошкольника достаточного уровня школьной готовности. В этой связи воспитателю следует своевременно проводить диагностико-коррекционную работу по снижению поведенческих нарушений [9], развитию речи [10], мелкой моторики [11] и других важных элементов школьной готовности у старших дошкольников

Для обоснования важности следующей предпосылки учебной деятельности важно отметить, что отечественная психологическая наука базируется на фундаментальных положениях о содержании и структуре учебной деятельности, которые выдвинули Д.Б. Эльконин [12] и В.В. Давыдов [4]. По их мнению, учебной является такая деятельность, в процессе которой обучающиеся овладевают не просто знаниями, умениями и навыками, а рядом принципиально новых элементов, а именно:

  • системой научно-теоретических понятий,
  • опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач.

Поэтому главная учебная цель должна быть направлена на достижение детьми усвоения и воспроизведения данных способов. При этом Д.Б. Эльконин обращал внимание на то, что учебная деятельность и усвоение – это не тождественные понятия. К примеру, в игре или труде тоже можно узнавать новое, приобретать полезные умения и навыки. Между тем только в условиях учебной деятельности становится возможным усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта [5, с.4]. Таким образом, психологами было доказано, что учебная деятельность базируется на способности ребенка осознанно вычленять способы действий. Следовательно, второй предпосылкой учебной деятельности является готовность ребенка к овладению общими способами действий, т. е. такими, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. В этой связи необходимо рассмотреть структуру учебной деятельности с позиций подготовки старших дошкольников к принятию её требований.

Как известно, деятельность, в том числе, учебная, начинается с мотивации, как системы побуждений к действию. Поэтому первым структурным элементом учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы. Соответственно, сформированность у старших дошкольников позитивного отношения к школе, наличие желания узнавать новое, учиться – важные составляющие мотивационной системы.

Следующим структурным элементом учебной деятельности является учебная задача, под которой понимается упорядоченная система учебных заданий, в результате выполнения которых ребенком открываются и осваиваются общие принципы, способы решения целого класса задач определенной научной области. Поэтому перед старшими дошкольниками, переступившими порог школы, встанет принципиально новая проблема в процессе выполнения учебных задач – переориентация целевых установок с правильного результата на правильность применения усвоенного общего способа действий. Следовательно, в предшкольный период детей особенно важно побуждать анализировать свои действия и предлагать разные способы выполнения задания, одновременно пробуждая исследовательские мотивы деятельности: «Как ты это сделал?», «Как ещё можно это сделать?». Кроме того, учитывая возрастную установку на получение высокой общественной оценки своих действий, высокую степень эмоциональности старших дошкольников, важно педагогически грамотно и обоснованно создавать ситуацию успеха, давать детям право на ошибку, создавая при этом условия для анализа их причин.

Приняв учебную задачу, перед ребенком встанет проблема овладения следующим структурным элементом учебной деятельности – учебными действиями, посредством которых обучающиеся воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения. Чтобы дошкольник впоследствии был готов к овладению ими, следует не просто учить следовать инструкции, выполняя задание, хотя на определенном этапе это тоже важно, но и создавать условия, побуждающие детей обобщать и классифицировать как предметы и явления, так конкретные операции, действия.

Никакая деятельность не может состояться без отслеживания правильности выполнения результатов по этапам, поэтому контроль над успешностью реализации всех составляющих учебной деятельности – ещё один существенный элемент её структуры. Учитывая тот факт, что в дошкольном возрасте дети часто испытывают затруднения с обнаружением у себя ошибок вследствие завышенной самооценки личности, их следует учить сопоставлять и критически оценивать производимые им действия с заданным образцом путем их сравнения.

Завершающим элементом структуры является оценка выполнения конкретной учебной задачи и деятельности в целом, смысл которой заключается в определении полноты освоения заданного способа действий. В этой связи, учитывая высокую потребность детей в выполнении значимой общественно оцениваемой деятельности, поощрять важность их усилий, давать им объективную и понятную детям оценку, а также поощрять самостоятельные оценочные действия.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что существенным условием развития предпосылок учебной деятельности является специально организованное содержание, формы и методы дошкольного образования на этапе его завершения. Для реализации этой задачи была разработана и апробирована модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста, представленная ниже.

Таблица 1

Модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебно-познавательной деятельности

(см. после списка литературы)

 

Таким образом, если создать условия для успешного усвоения старшими дошкольниками в процессе ведущей игровой деятельности правил, основ морали и отношений, принятых в обществе, заложить основы готовности к школе и к овладению общими способами действий, то это создаст прочную основу для успешного формирования предпосылок учебной деятельности.

Список литературы

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
  2. Венгер, Л.А. Психологическое консультирование и диагностика: соч. в 2-х т. [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Генезис, 2012. – 347 с.
  3. Выготский, Л.С. Психология развития человека: сб. трудов [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
  4. Давыдов, В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С.13-26.
  5. Дорофеева, Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности [Текст] / Г.А. Дорофеева // Прикладная психология. – 2001. – № 3. – С. 75-83.
  6. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
  7. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина // Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1986. –144 с.
  8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Черная, Е.В., Арсеньева, Ю.Ю. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте [Текст] / Е.В. Черная, Ю.Ю. Арсеньева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам L-LI междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 13 апреля 2015 г.). – Новосибирск, 2015. С.152-157. URL: http://sibac.info/18470 (дата обращения: 18.07.2015).
  10. Черная, Е.В., Долгова, О.А. Психолого-педагогические аспекты организации и проведения воспитателем детей дошкольного возраста диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников [Текст] / Е.В. Черная, О.А. Долгова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. URL: https://interactive-plus.ru/imprint.php?actionid=143
  11. Черная, Е.В., Инюкина Т.В. Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию у старших дошкольников мелкой моторики [Текст] / Е.В. Черная, Т.В. Инюкина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. URL: https://interactive-plus.ru/imprint.php?actionid=145
  12. Эльконин, Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С.33-42.

Свидетельства о публикации