Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Моделирование в социальной работе как технология обеспечения социальной адаптации воспитанников детского дома с нарушением ценностно-нормативных основ личности

Опубликовано 19.01.2014

Ибе Л.А.

Очное отделение, 040401 Социальная работа, III курс (2013/14)

Статья опубликована:

Ибе Л.А. Моделирование в социальной работе как технология обеспечения социальной адаптации воспитанников детского дома с нарушением ценностно-нормативных основ личности // Студенческий научный форум: VI Международная студенческая электронная научная конференция (15 февраля - 31 марта 2014, г. Москва). URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3645.pdf (дата обращения: 18.01.2014).


Полный текст работы и обсуждение (с 15.02.2014 по 30.03.2014) можно посмотреть, пройдя по ссылке: URL: http://www.scienceforum.ru/2014/398/3204 (дата обращения: 21.01.2014).

Моделирование в социальной работе как технология обеспечения социальной адаптации воспитанников детского дома с нарушением ценностно-нормативных основ личности

Ибе Л.А.

Сахалинский государственный университет

Южно-Сахалинск, Россия

MODELLING IN THE SOCIAL WORK AS A METHOD OF PROVIDING SOCIAL ADAPTATION FOR THE ORPHANAGE STUDENTS WITH THE PROBLEMS IN PERSONALITY VALUES AND NORMS

Ibe L.A.

Sakhalin State University

Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

Актуальность исследования состоит в том, что воспитание и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одна из важнейших задач целого ряда специалистов: социальных педагогов, социальных работников, психологов, воспитателей. Не секрет, что негативные обстоятельства, в результате которых произошли серьезные изменения в судьбе детей, и они остались без попечения семьи, часто ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации личности, затрудняют своевременное формирование и развитие системы ценностей, принятых в обществе.

Заметим, что успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных социальных навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Но их полноценное формирование, как правило, затруднено в условиях государственного попечения, в результате чего дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и имеют искаженные представления о себе и своих возможностях, системе ценностей как основы мотивации сознательного поведения.

Мы полагаем, что для успешной социализации и социальной адаптации воспитанников детского дома очень важно сформировать у воспитанников ценностно-нормативные основы в соответствии с требованиями современного общества. Поэтому нами была разработана модель психосоциальной деятельности специалистов детского дома, направленная на развитие социально адаптивного поведения воспитанников и представленная ниже.

Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидаемые результаты

I.Диагностический этап

1.Работа с подростками

 

Методы педагогической диагностики

- наблюдение за поведением воспитанников

- беседа с воспитанниками об отношении к жизни, другим людям, себе

- психолог,

- воспитатель,

- социальный педагог

- составление представления об особенностях личности воспитанников

 

2.Методы психологической диагностики

- тестирование (методика "Ценностные ориентации", автор М. Рокич)

- анкетирование (методика диагностики социально-психологической адаптации, аторы К. Роджерс и Р. Даймонд)

- психолог

 

- получение объективной информации об особенностях социально-психологической адаптации и ценностных ориентациях воспитанников

 

3.Методы социальной работы

- биографический метод

- анализ документов

- социальный работник,

- получение информации об истории жизни воспитанников

2.Работа с педагогами

 

-       беседа с педагогами о личностных и поведенческих особенностях восптанников

-       социальный работник

-       получение информации о личностных и поведенческих особенностях восптанников

II.Аналитический этап

Наличие информации, требующей обобщения

- анализ результатов

- обобщение результатов

-конкретизация результатов

- социальный педагог

- психолог

- социальный работник

- воспитатели

- постановка социально-педагогического диагноза: адаптация/неполная адаптация/дезадаптация

- выявление сложившихся ценностных ориентаций

- разработка индивидуальной программы коррекции

III.Коррекционно-профилактический этап

1.Работа с подростками

Неполная адаптация или дезадаптация,

трудности

формирования системы ценностных ориентаций

- создание условий для расширения кругозора воспитанников посредством приобщения к литературному чтению

- совместное обсуждение произведений

- анализ конфликтных ситуаций

- индивидуальные беседы

- разработка и проведение воспитательных мероприятий

- социальный педагог

- приобщение воспитанников к культурному наследию, традициям, нормам поведения, принятым в обществе

- воспитание привычек нравственного поведения

- развитие личностных качеств: активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности и др.

- разработка и проведение тренингов, адаптирующих воспитанников к самостоятельной жизни в социуме, направленных на форомирование умений оплачивать платежи, делать покупки и др.

- социальный работник

- формирование навыков адаптивного поведения

- формирование готовности соблюдать принятые в обществе нормы и ценности

-индивидуальные беседы и консультации

-тренинг общения

-поведенческий тренинг

- психолог

- обучение воспитанников устойчивым навыкам позитивного взаимодействия с окружающими людьми,

- обучение социально приемлемому поведению

- формирование устойчивой социально направленной системы ценностей

2.Работа с педагогами

Разрозненные действия специалистов

- проведение социально-психолого-педагогических консилиумов

-социальный педагог

- социальный работник

- психолог

 

- систематический и последовательный и согласованный характер деятельности всех специалистов при работе над решением проблемы

IV.Заключительный этап

Мониторинг результатов

           

 

Таким образом, процесс формирования ценностно – нормативных основ, лежащих в основе социально адаптивного поведения личности воспитанников детских социальных учреждений, имеет ряд особенностей, которые складываются под воздействием специфических условий организации их жизнедеятельности и устранения последствий нарушений первичной социализации.

Список использованной литературы

  1. Психологическая лаборатория: описания психологических тестов [Электронный ресурс] // Vch.narod.ru: [сайт]. [2013]. URL: http://vch.narod.ru/file.htm (дата обращения: 18.11.2013).