Сухова Ю.Н.
Очное отделение, специальность 040401 Социальная работа, III курс (2013/14)
Статья опубликована:
Сухова Ю.Н. Моделирование психосоциальной деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции в юношеском возрасте // Студенческий научный форум: VI Международная студенческая электронная научная конференция (15 февраля - 31 марта 2014, г. Москва). URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3648.pdf (дата обращения 17.01.2014).
Полный текст работы и обсуждение (с 15.02..2014 по 30.03.2014) можно посмотреть, пройдя по ссылке: URl: http://www.scienceforum.ru/2014/398/3239
Моделирование психосоциальной деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции в юношеском возрасте
Сухова Ю.Н.
Сахалинский государственный университет
Южно-Сахалинск, Россия
Modeling of psychosocial activity in prevention of HIV infection in adolescence
Sukhova Yu.N.
Sakhalin State University
Yuzhno-Sakhalinsk, Russia
Социально-психологическая профилактика – это важнейшее направление работы специалистов, создающее предпосылки для процесса нормальной социализации личности. Прогрессирующий рост различных проявлений ВИЧ-инфицированных в юношеском возрасте образует значительную для общества социальную проблему, которую необходимо решать своевременно и эффективно. Поэтому, мы полагаем, что профилактика должна быть направлена на предотвращение потенциально возможных физических, психологических или социокультурных факторов риска у отдельных индивидов и групп, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья молодых людей, содействие в достижении поставленных ими целей и раскрытии внутренних потенциалов.
Нами была разработана примерная модель деятельности специалистов, направленная на профилактику ВИЧ-инфекции в юношеском возрасте. Реализация предлагаемой модели возможна в образовательных и социальных учреждениях всех типов и уровней, учреждениях дополнительного воспитания и образования, клубах по месту жительства, центрах и учреждениях для лиц юношеского возраста.
Проблема |
Механизм решения |
Специалисты |
Ожидаемые результаты |
I.Диагностический этап |
|||
Потенциально высокий риск заражения ВИЧ-инфекцией среди молодежи |
1.Психодиагностика 1.Диагностика личностных особенностей |
психолог |
- выявление потенциально опасных личностных факторов заражения ВИЧ-инфекцией |
2.Социальная диагностика 1.Диагностика социальных факторов риска |
социальный работник |
- выявление потенциально опасных социальных факторов заражения ВИЧ-инфекцией |
|
II.Аналитический этап |
|||
Материалы диагностики, требующие обработки |
- анализ результатов - обобщение результатов |
психолог социальный работник |
- выявление потенциальной опасности заражения ВИЧ-инфекцией в данной группе |
III.Коррекционно-профилактический этап |
|||
Наличие факторов личностного риска |
1.Социально-психологический тренинг |
психолог |
самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы |
1."Знакомство" |
|||
2."Доверие" |
- преодоление скованности, - снятие напряжения |
||
3."Степень риска" |
- выявление способов заражения ВИЧ-инфекцией по степени вероятности инфицирования |
||
4."Спорные утверждения" |
- выработка и отстаивание личностной позиции за счет оценки потенциального риска заражения |
||
5."Деловая игра "Ответы на письма читателей молодежного журнала": - составление ответов на письма читателей, интересующихся проблемой профилактики ВИЧ-инфекцирования |
- закрепление личностной позиции в отношении к мерам профилактики посредством игровых действий |
||
6."Как сказать: "Нет" |
- составление рейтинга и апробация наиболее эффективных способов отказов |
||
7."Обратная связь" |
- получение прямой обратной связи от других участников |
||
|
8." Взгляд со стороны " |
|
- просмотр фильма «Простые правила против ВИЧ/СПИДа», - обсуждение полученной информации и закрепление материала |
|
9."Заключительное занятие" |
|
- рефлексия - подведение итогов работы в группе |
Наличие факторов социального риска |
2.Социальная профилактика |
социальный работник |
- повышение правосознания, морально-нравственной устойчивости |
1.Привлечение средств СМИ |
|||
2.Организация профилактических бесед |
- содействие в самоопределении |
||
3.Вовлечение в волонтерскую деятельность по профилактике ВиЧ/СПИД среди молодежи |
|
- повышение ответственности, самосознания |
|
IV.Заключительный этап |
|||
Определение успешности работы |
- повторная диагностика - мониторинг результатов |
психолог социальный работник |
- определение личностных факторов риска заражения ВИЧ-инфекцией - достижение цели профилактики (снижение потенциальных рисков заражения ВИЧ-инфекцией в группе) или корректировка методов |
Таким образом, профилактика является важным средством предупреждения ВИЧ-инфицирования, позволяя с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и направить жизненный потенциал молодых людей в более благоприятную сторону.