Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Особенности становления и развития системы профессиональной подготовки специалистов в советской и постсоветской России

Опубликовано 18.05.2014

Карелина М.А.

Зачное отделение, 040401 Социальная работа, III курс (2013/14)

Статья опубликована:

Карелина М.А., Черная Е.В. Особенности становления и развития системы профессиональной подготовки специалистов в советской и постсоветской России // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. статей XX студенческой международной научно-практической конференции (Новосибирск, 13 мая 2014 г.). Новосибирск, 2014. URL: http://sibac.info/14684 

Особенности становления и развития системы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в советской и постсоветской России

Карелина Марина Анатольевна,

студентка 3 курса, кафедра психолого-педагогических дисциплин

ЮСПК СахГУ, г. Южно-Сахалинск

Е-mailmarina.karelina.1975@mail.ru

Черная Елена Васильевна

научный руководитель, преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель научно-методического центра ЮСПК СахГУ,

Е-mailelena_cherrnaya@mail.ru

 

Профессиональное обучение специалистов - проблема, привлекающая внимание общества в любое время. Если говорить о подготовке специалистов в области социальной сферы, то, на наш взгляд, имеет смысл рассмотреть её в историческом контексте. [6]

Следует отметить, что система профессиональной подготовки социальных работников берет свое начало в первых месяцев образования советского государства в 1917 г. Первоначально это была система курсовой подготовки в системе социального обеспечения. Поскольку в 20-е годы XX в. основную обеспокоенность вызывала детская и подростковая беспризорность, то, в первую очередь, курсы были ориентированы на обучение работников детских социальных учреждений, количество которых в стране к концу 1922 г. достигало более 21 тыс. [1, с.59]

В течение последующих двадцати лет проблема кадрового обеспечения системы Министерства социального обеспечения продолжала оставаться актуальной. И, несмотря на трудные для страны 40-е годы, в победном сорок пятом году работники всех структур системы соцобеспечения прошли аттестацию. Кроме того был разработан план их дальнейшего профессионального роста. Параллельно с этим создавались краткосрочные курсы повышения квалификации для сотрудников отделов социального обеспечения из регионов, для которых к тому времени были разработаны необходимые учебные программы и методические рекомендации.

При этом важно отметить, что система повышения квалификации сотрудников проводилась райотделами соцобеспечения и частично охватывала разные категории работников и специалистов. А требование систематической учебы не являлось непременным для работника социального обеспечения. Само содержание обучения, как правило, было рассчитано на освоение лишь пенсионного законодательства, методики и механизмов расчета пособий.

Особо поощрялось самообразование работников, которое на тот момент стало возможным благодаря публикациям журнала «Социальное обеспечение», публикующего методические и технологические материалы из социальной практики. Это создавало работникам социального обеспечения условия для обмена опытом с коллегами из зарубежных стран, участников социалистического содружества. В журнале велась специальная рубрика «Наша консультация», в которой разъяснялись действующие законодательные акты, публиковались инструкции по организации социального обеспечения на местах, а также давались пояснения по частным вопросам социальной практики.

Со временем, совершенствуя организацию и проведение подготовки работников соцобеспечения, Московская высшая школа профдвижения Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) организовала трехгодичное обучение работников органов социального обеспечения. Следует особо отметить, что данная школа в числе немногих, включая педагогические вузы, давала высшее социальное образование, и выпускники которой имели квалификацию экономиста по труду.

В семидесятые годы XX в. было разработано и вступило в силу «Положение о постоянно действующих курсах повышения квалификации руководящих работников органов социального обеспечения РСФСР», утвержденное приказом № 178 от 30 декабря 1970  г. Этот документ инициировал работу по созданию очных курсов повышения квалификации работников социального обеспечения, действующих на постоянной основе. Повышенное внимание в процессе обучения придавалось изучению таких видов организации работы, которые имели инновационное содержание. Обучение проходило на протяжении трех месяцев, а учебная программа носила теоретико-практический характер и включала ознакомление с прогрессивным опытом организаций системы социального обеспечения.

Немаловажный вклад в решение проблемы поготовки кадров имело Постановление Госкомтруда СССР от 8 августа 1976 г. № 223, которое позволило создать единую систему курсового обучения работников социального обеспечения, во главе которых были Высшие Курсы Всесоюзного научно-методического центра по организации труда и управления производством. На этих курсах, как правило, обучались руководящие сотрудники аппарата Министерств социального обеспечения из республик, входящих в состав СССР. В соответствующих Министерствах затем создавались собственные отраслевые и областные курсы повышения квалификации. Таким образом, в середине 70-х г. XX в. лидирующими системами в процессе обучения специалистов социального обеспечения были очная и заочная курсовой подготовка. [3, с.5]

Также в системе социального обеспечения организовывались техникумы, подготавливавшие специалистов среднего звена, способствовавшие повышению квалификации специалистов. [5, с.88]

Проделанная работа имела эффект. Так, в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы», принятых XXV съездом КПСС, впервые был выделен специальный подраздел «Развитие социального обеспечения». В Законе СССР «О государственном плане экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 гг.» впервые была поставлена задача по подготовки специалистов по социальной работе. [8, с.48]

Для повышения качества профессиональной подготовки специалистов, с 1 сентября 1983 г. в техникумах Министерства социального обеспечения РСФСР были обновлены учебные планы по ряду специальностей, например: «Бюджетный учет» (специализация ‒ для системы социального обеспечения), «Правоведение и учет в системе социального обеспечения», «Протезное производство». А несколькими годами позже Приказом МСО № 22 от 7 февраля 1986 г. было закреплено решение о целевой республиканской программе «Социальное обеспечение», в которой акцентировалось внимание на проблеме кадрового обеспечения, а также было рекомендовано организовывать базовые опорные пункты, в введении которых должны были находиться вопросы воспитания, подготовки, обучения и распределения кадров. С июня 1988 г. в СССР велась систематическая профессиональная подготовка специалистов в учебных заведениях среднего и высшего уровня. При этом спектр преподаваемых дисциплин был существенно расширен. Кроме того были выпущены в свет методические пособия и практические рекомендации, среди которых можно назвать такие, как «Бухгалтерский учет в органах социального обеспечения», «Сборник образцов документов по делопроизводству в органах и учреждениях социального обеспечения», «Рекомендации по организации работы и методике проведения занятия на постоянно действующих курсах повышения квалификации», «Роль наставничества в улучшении работы с кадрами в системе социального обеспечения», «Cоциальное обеспечение в СССР: Сборник нормативно-правовых актов» и т.д. Вместе с тем имеющаяся курсовая система повышения квалификации не могла справиться с растущим потоком молодых специалистов. [1, с.37]

Важно отметить, что значительную роль в процессе разработки методического сопровождения процесса обучения и подготовки преподавательского состава оказала совместная деятельность отдела подготовки кадров Министерства социального обеспечения и Всероссийского научно-методического центра по организации труда и управления Госкомтруда СССР.

Таким образом, период с 60-х до 80-х гг. XX в. носит более ярко выраженный общественный характер в деле подготовки кадров для системы социального обеспечения. Вскоре сама жизнь потребовала появления специальных работников, способных на комплексной основе решать назревающие социальные проблемы в обществе. Соответственно, социальная практика потребовала обновления теоретико-методического оформления опыта, сложившегося в практике работы как социальных организаций, так и средних и высших специальных учебных учреждений, подчиняемых целому ряду Министерств, а именно: социального обеспечения, здравоохранения и просвещения, что к началу 90-х г. XX в. способствовало созданию базы для скорейшего перехода на профессиональный уровень обучения рамках системы социального образования. [2, с.6]

В сложной для страны ситуации конца XX в. обостряющим фактором явилось полное отсутствие профессиональных кадров в области социальной работы, способных функционировать в новых социально-экономических условиях. Заметим, что прежняя система подготовки профессионалов не содержала каких-либо программ подготовки специалистов для работы в кризисных ситуациях. Поэтому ускоренно начинает развиваться отечественное социальное образование, как самостоятельное направление. При этом выделяют этап научно-методической (1991 – 1999 гг.) и научно-исследовательской (2000 – наши дни) деятельности по образованию в области социальной работы. [7, с.127]

Сегодня в социальной сфере существует ряд уровней профессионального роста, включая допрофессиональную подготовку, обучение в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, переподготовку и повышение квалификации на соответствующих курсах и, что немаловажно, послевузовскую подготовку специалистов в научно-преподавательской области. [4, с.8]

Таким образом, подготовка профессионалов в области социальной работы в течение XX в., начинающаяся с курсового обучения, к началу XXI в. переросла в разноуровневую систему социального образования.

 

Список литературы:

  1. Бадя Л., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. М.: Высшая школа, 1994. 315 с.
  2. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 6.
  3. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен. Авт. реф. дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. СПб.: СПбГУ, 2001. 40 с.
  4. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях // Обучение социальной работе и России. Программы и технологии. Педагогика социальной работы. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 2007. Ч.II. С.8.
  5. Зимняя И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. 1992. Вып. 6. С. 88.
  6. Карелина М.А. Особенности социальной работы в процессе становления профессионального образования в советской и постсоветской России // Студенческий научный форум: V международная студенческая электронная научная конференция (15 февраля - 31 марта 2013, г. Москва). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8435.pdf (дата обращения: 12.04.2014).
  7. Ковалев В.Н. Социологическое образование социального работника: методы и технологии // Социальная политика и социология. 2000. № 1. С. 127.
  8. Тетерский С.В., Арнольдов А.И. Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников: научно-методическое пособие. Новосибирск: НГУ, 2007. 381 с.

Галерея изображений