Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте

Опубликовано 26.04.2014

Кретова О.В.

Очное отделение, 050148 Педагогика дополнительного образования, III курс (2013/14)

Статья опубликована:

Кретова О.В., Черная Е.В. Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть II. (Новосибирск, 24-29 апреля, 2014 г.). Новосибирск, 2014. С.62-71.

URL: http://sibac.info/14371

Ссылка на размещение в научной электронной библиотеке "Киберленинка": URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-tehnologii-modelirovaniya-v-reshenii-problemy-formirovaniya-kultury-internet-obscheniya-v-yunosheskom

Ссылка на размещение в РИНЦ:

URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21436593

ОСОБЕННОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТЕХНОЛОГИИ  МОДЕЛИРОВАНИЯ  В  РЕШЕНИИ  ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  КУЛЬТУРЫ  ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ  В  ЮНОШЕСКОМ  ВОЗРАСТЕ

Кретова  Ольга  Владимировна

студент  III  курса  Южно-Сахалинского  педагогического  колледжа  Сахалинского  государственного  университета,  РФ,  г.  Южно-Сахалинск

Черная  Елена  Васильевна

преподаватель  высшей  квалификационной  категории,  руководитель  научно-методического  центра  Южно-Сахалинского  педагогического  колледжа  Сахалинского  государственного  университета,  РФ,  г.  Южно-Сахалинск

E-mail: 

PECULIARITIES  OF  MODELLING  TECHNOLOGY  USE  IN  SOLVING  THE  PROBLEM  OF  CULTURE  OF  ONLINE  COMMUNICATION  FORMATION  IN  ADOLESCENCE

Olga  Kretova

3rd  year  student  of  Yuzhno-Sakhalinsk  Teachers  Training  College,  Sakhalin  State  University,  Russia  Yuzhno-Sakhalinsk

Elena  Chernaya

lecturer  of  Higher  Qualification  Grade,  Head  of  Research  Methodological  Center  of  Yuzhno-Sakhalinsk  Teachers  Training  College,  Sakhalin  State  University,  Russia  Yuzhno-Sakhalinsk

АННОТАЦИЯ

В  статье  акцентируется  внимание  на  новой  для  современного  общества  проблеме  —  культуры  интернет  общения.  Автор  анализирует  понятие  культуры-интернет  общения,  особенности  его  влияния  на  личность  в  юношеском  возрасте  и  предалагает  модель  формирования  культуры  интернет-общения  в  юношеском  возрасте.

ABSTRACT

In  the  article  the  attention  is  paid  to  a  new  problem  for  modern  society  —  culture  of  online  communication.  The  author  analyzes  the  concept  of  culture  of  online  communication  and  peculiarities  of  its  influence  on  personality  in  adolescence;  moreover,  the  author  proposes  a  formation  model  of  culture  of  online  communication  in  adolescence. 

 

Ключевые  слова:  Культура  интернет-общения;  виртуальное  пространство;  интернет-общение;  самопрезентация;  репрезентация;  тренинг  общения.

Keywords:  culture  of  online  communication;  virtual  space;  online  communication;  self-presentation;  representation;  communication  training.

 

Актуальность  исследования  проблемы  формирования  культуры  интернет-общения  в  юношеском  возрасте  заключается  в  том,  что  в  результате  наступления  века  инноваций  и  новых  технологий  в  обществе  произошли  значительные  изменения  в  области  средств  массовой  информации  (СМИ),  повлекшие  за  собой  трансформацию  привычных  процессов  коммуникации  людей,  создание  виртуальной  личности  [7].  А  привлекательность  интернета,  как  качественно  новой  коммуникативной  среды,  привела  к  тому,  что  в  настоящее  время  молодежь,  находящаяся  в  подростковом  и  юношеском  возрасте,  значительную  часть  времени  проводит  в  интернет-пространстве.  Так,  по  данным  Фонда  Общественного  Мнения  (ФОМ),  на  осень  2012  г.  месячная  аудитория  интернета  в  России  составляла  61,2  млн.  человек  старше  18  лет  —  это  более  52  %  всего  совершеннолетнего  населения  страны.  Три  четверти  из  них  (47  млн.  человек)  выходят  в  сеть  ежедневно  [5].  Это  поставило  перед  психологической  и  педагогической  наукой  новые  вопросы,  в  числе  которых  важная  роль  принадлежит  проблеме  формирования  культуры  интернет-общения  в  юношеском  возрасте.

Данное  исследование  нацелено  на  выявление  организационных  аспектов  социально-педагогической  деятельности,  направленной  на  привитие  основ  культуры  интернет-общения  в  юношеском  возрасте.

Главной  особенностью  формирования  культуры  общения  современной  личности  является  то,  что  оно  происходит,  опираясь  на  киберпространство  и  виртуализацию.  С  одной  стороны,  данное  явление  способствует  развитию  культуры  общения  личности,  так  как  интернет  раздвигает  границы  реальности,  а  с  другой  —  это  некий  уход  личности  в  виртуальный  мир,  который  создает  иллюзии  жизни,  а  также  провоцирует  появление  депресивных  состояний,  фрустрации  и  т.  д. 

Заметим,  что  в  виртуальном  пространстве,  коммуникация  создается  за  счет  развития  социальной  среды,  в  которой  существует  свой  специфический  язык  общения  (жаргон,  сокращенные  слова,  элементы  субкультуры  криминального  мира),  далекий  от  классического  понимания  русской  речи.  При  этом  психолого-педагогический  аспект  пребывания  человека  в  интернете  рассматривается  с  точки  зрения  позиции  информатизации  образования,  а  также  развития  дистанционного  обучения,  однако  последние  тенденции  перехода  реальной  жизни  юношества  в  виртуальную  среду,  создают  новые  задачи  для  организации  и  управления  педагогического  процесса. 

Следует  отметить  и  тот  факт,  что  данный  феномен  современного  общества  вызывает  огромный  интерес  у  ряда  исследователей.  Среди  отечественных  ученых,  работающих  в  данном  направлении,  можно  назвать  А.И.  Рактива  [6],  А.В.  Чуганова  [8]  А.Е.  Войскунского  [2],  А.Е.  Жичкиной  [3]  и  многих  других. 

Известно,  что  интернет-общение  —  это  общение  в  режиме  диалога  в  виртуальном  пространстве,  не  подразумевающее  личное  присутствие;  это  мир,  который  имеет  собственные  правила,  нормы  и  законы,  отражающий  все  недостатки  и  достоинства  современного  общества.  Поэтому  можно  говорить  о  том,  что  общение  в  интернете  обладает  своими  специфическими  особенностями,  отличающие  данный  вид  общения  от  привычного  реального  диалога,  для  которых  характерно  следующее:

1.  анонимность;

2.  своеобразие  процессов  протекания  межличностного  восприятия  в  условиях  отсутствия  невербальной  информации;

3.  желательность  и  добровольность  контактов,  так  как  пользователь  по  собственной  воле  завязывает  общение,  либо  избегает  их;

4.  трудность  в  эмоциональном  компоненте  общения,  либо  стремительное  желание  к  наполнению  текста  эмоциональной  окраской,  выражающееся  в  создании  специальных  знаков;

5.  стремление  к  ненормативному,  нетипичному  поведению  [9].

Сегодня  не  вызывает  удивления  тот  факт,  что  интернет  —  это  мир,  который  обладает  собственными  правилами  и  законами,  отражающий  все  недостатки  и  достоинства  современного  общества.  Мы  полагаем,  что  сегодня  интернет-культуру  уже  можно  выделить  в  самостоятельную  область  научного  знания,  определяющую  тенденции  развития  общения  в  сети,  которая  формируется  в  результате  ряда  обстоятельств,  среди  которых  можно  выделить  основные,  а  именно:

1.  Расширение  и  развитие  связей  между  людьми,  а  также  нахождение  новых  причин  и  оснований  для  вступления  в  общение.

2.  Появление  новой  формы  общения,  позволяющей  общаться  с  неявными  субъектами,  формируя  новые  формы  общения  личности.

3.  Компенсирование  неудовлетворенных  потребностей  в  общении,  а  также  процесс  стремления  к  самовыражению  в  реальных  контактах  активных  включение  в  процессы  компьютерного  общения.

4.  Активный  рост  интерактивного  общения,  что  накладывает  свой  отпечаток  на  реальный  мир.

5.  Расширение  специфического  словарного  запаса,  а  так  же  изменение  в  структуре  языка.

6.  Отсутствие  общепринятых  норм  морали  и  правил  культуры  общения  между  людьми  [10].

Мы  полагаем,  что  все  вышеперечисленное  самым  непосредственным  образом  оказывает  влияние  на  развитие  личности  в  юношеском  возрасте. 

Бесспорно,  умеренное  использование  интернет-общения,  а  также  соблюдение  всех  норм  и  культуры  общения  в  интернете,  позволяют  выделить  такие  положительные  стороны  рассматриваемого  вида  коммуникации,  как:

  • возможность  саморазвития,  расширения  социальных  контактов  и  опыта  общения,  с  помощью  приобретения  новых  знакомств;
  • развитие  раскрепощённости  в  общении;
  • устранение  застенчивости,  скрытности  и  скромности;
  • развитие  познавательной  деятельности,  проявление  самовыражения,  а  также  развитие  креативности; 
  • возможности  для  построения  жизненных  целей  и  планов  [4]. 

В  результате  виртуального  общения  посредством  интернета  юноша  или  девушка  могут  проявлять  себя  в  самых  разных  социальных  ролях,  презентовать  себя,  как  совершено  иного  человека.  Можно  предположить,  что  участие  в  интернет-общении  может  вносить  значительный  вклад  в  становление  некого  четкого  содержания  личностной  идентичности  и  развития  «Я-концепции».  В  этом  случае  виртуальное  общение  помогает  бороться  с  реальными  проблемами  юношеского  возраста,  а  именно:  стеснительностью  замкнутостью  и  другими. 

Однако  существует  и  обратная  сторона,  которая  развивает  смешение  ролей  и  девиантное  поведение.  Если  молодые  люди  не  обладают  адекватными  возможностями  для  выражения  всех  сторон  своего  многогранного  «Я»,  то  в  результате  такого  общения  может  происходить  смена  идентичности,  компенсирующая  те  качества,  которые  не  развиты  или  совершенно  отсутствуют  в  реальности,  и  позволяющие  ускорить  процесс  самоактуализации, 

Кроме  того,  если  общение  в  интернете  подменяет  собой  непосредственное  общение  с  собеседником,  то  этому  способствуют  определенные  психологические  причины,  которые  можно  определить  следующим  образом:

  • недостаток  насыщенности  общения  конкретной  личности  в  реальном  мире;
  • возможность  реализации  определенных  качеств  личности,  переживания  эмоций,  проигрывания  несуществующих  ролей,  которые  по  различным  причинам  фрустрированы  в  реальной  жизни.  Такая  возможность  обусловлена  тем,  что  общение  посредством  сети  интернет  заключается  в  анонимности,  отсутствием  нормативов,  а  также  своеобразным  принятием  одним  человеком  другого  человека  [1]. 

Поэтому  основной  проблемой  личности  юношеского  возраста,  которая  прибегает  к  интенсивному  интернет-общению,  на  наш  взгляд,  является  концентрация  в  области  самопринятия,  если  девушки  и  юноши  испытывают  некоторые  сложности  в  приватном  реальном  общении,  а  также  в  самораскрытии,  принятии  себя  и  реализации  телесных  потребностей.  Возможно,  причинами  данного  факта  являются  инфантильные,  неразвитые  механизмы  самооценки,  которые  порождают  идеалистические  требования,  препятствующие  формированию  адекватных  представлений  о  себе. 

Следует  отметить  тот  факт,  что  исследование  проблемы  влияния  интернет-общения  на  развитие  личности  осложняется  тем,  что  виртуальность  создает  преграды  в  освоении  реальных  вещей,  компонентов  и  качеств  личности,  из-за  распространенной  анонимности  и  валидности  пользователей  глобальной  сети.  Вместе  с  тем,  мы  полагаем,  что  проведение  специальной  профилактической  педагогической  работы  с  молодыми  людьми,  находящимися  в  юношеском  возрасте,  может  способствовать  формированию  или  корректировке  нарушений  культуры  интернет-общения.  С  данной  целью  нами  была  разработана  модель  социально-педагогической  деятельности,  представленная  ниже.

Теоретическую  основу  построения  модели  составляет  компетентностный  подход,  предполагающий  умение  видеть  существенные  стороны  проблемы  и  предлагать  действенные  способы  её  решения;  структурный  подход,  позволяющий  выделять  ключевые  компоненты  (этапы)  деятельности  и  их  содержание;  системный  подход,  создающий  фундамент  для  объединения  логически  взаимосвязанных  и  последовательных  структурных  компонентов  в  единое  целое  с  прогнозируемым  ожидаемым  результатом.

Таблица  1.

Модель  социально-педагогической  деятельности  по  формированию  культуры  интернет-общения  в  юношеском  возрасте

Проблема

Механизм  решения

Специалисты

Ожидаемый  результат

I.Диагностический  этап

Слабые  знания  молодых  людей  о  культуре  интернет-общения

Социальный  опрос  в  сети  интернет.    Беседа  с  учащимися  на  тему:  «Что  такое  интернет-культура»  Тестирование  (методики  "Кто  я?",  "Самооценка  личности")

Психолог

Социальный  педагог

Выявление  уровня  знаний  о  проблеме  культуры  интернет-общения.

Выяснение  отношения  молодых  людей  к  проблеме  культуры  интернет-общения.

II.Аналитический  этап

Наличие  разрозненной  информации,  полученной  в  результате  диагностики

Анализ  и  обобщение  полученных  результатов  социально-педагогической  диагностики

Психолог

Социальный  педагог

Разработка  коррекционно-профилактической  программы 

III.Коррекционно-профилактический  этап

Слабые  знания  о  культуре  интернет-общения

Лекция  "Культура  интернет-общения:  проблемы  использования  и  раскрытие  возможности  развития"

Дискуссия  "Виртуальное  общение:  влияние  на  окружающую  реальность"

Круглый  стол  "Влияние  интернета  на  своеобразие  личности:  феномен  потери  в  виртуальной  личности"

Семинар  "Этика  делового  общения  в  сети  интернет  или  как  построить  карьеру"

Социальный  педагог

Учитель  информатики

Психолог

Повышение  уровня  знаний  о  проблеме  культуры  интернет  -  общения

Взаимообогащение  имеющихся  предметных  позиций  участников  относительно  обсуждаемой  проблемы

Активизация  позиции  учащихся  в  принятии  правил  культуры  интернет  -общения.  Выработка  полезных  правил  общения  в  сети  интернет

Формирование  у  учащихся  установок

на  соблюдение  этических  норм  делового  общения  в  сети

Проблема  адекватности  репрезентации  как  отображения  внутреннего  мира  посредством  общения  в  сети  интернет

Тренинг  "Интернет-общение  как  форма  адекватной  репрезентации"

Социальный  педагог

Формирование  адекватной  репрезентации  у  участников 

Слабая  знания  о  проблеме  анонимности  в  сети  и  её  последствиях

Семинар  "Анонимность  в  сети  или  можно  ли  спрятаться  по  ником"

Социальный  педагог

Повышение  уровня 

правой  культуры  в  области  использования  сети

интернет

Трудности  самопрезентации

Тренинг  общения  на  форуме

Социальный  педагог

Развитие  коммуникативных  умений,  культуры  интернет-общения

IV.Заключительный  этап

Разный  индивидуальный  уровень 

Проведение  повторной  диагностики

Социальный  педагог

Оценка  эффективности  деятельности  специалиста

 Таким  образом,  охарактеризовав  феномен  культуры  интернет-общения  как  психолого-педагогической  проблему,  мы  выделяем  следующие  её  показатели: 

  • информационную  просвещенность  молодых  людей  о  культуре  интернет-общения;
  • знание  и  соблюдение  социально  приемлемых  этических  правил  виртуального  общения;
  • соблюдение  основ  правовой  культуры  в  процессе  виртуального  общения;
  • навыки  адекватной  самопрезентации  и  репрезентации  в  сети  интернет.

Заметим,  что  данная  модель  носит  концептуальный  характер  и  создает  основу  для  дальнейшей  разработки  содержания  каждого  этапа  с  последующей  её  апробацией. 

 

Список  литературы:

  1. Арестова  О.Н.,  Бабаева  Ю.Д.,  Войскунский  А.Е.  Коммуникация  в  компьютерных  сетях:  психологические  детерминанты  и  последствия  //  Вестник  Московск.  ун-та.  Серия  14.  Психология.  №  4.  —  С.  16.
  2. Бабаева  Ю.Д.,  Войскунский  А.Е.  Психологические  последствия  информатизации  //  Психологический  журнал.  1998.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/voyskunskiy/babaeva&voyskunskiy_1998.pdf  (дата  обращения:  12.11.2013).
  3. Жичкина  А.Е.  Социально-психологические  аспекты  общения  в  Интернете  //  Флогистон  [сайт].  [2008].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf  (дата  обращения  14.11.2013).
  4. Новиков  К.Ю.  Психология.  Дети.  СМИ.  Новое  поколение  в  виртуальных  мирах.  М.:  ИКАР,  2008.  —  С.  172.
  5. Развитие  интернета  в  регионах  России  в  2013  г.:  информационные  бюллетени.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: http://company.yandex.ru/researches/reports/2013/ya_internet_regions_2013.xml#toc6  (дата  обращения:  19.10.2013).
  6. Ракитов  А.И.  Философия  компьютерной  революции.  М.:  Политика,  1991.  —  287  с.
  7. Фаритовна  И.П.  Культура  общения  личности  [Электронный  ресурс]  //  Человек  и  наука  [сайт].  [2003].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: http://cheloveknauka.com/kultura-obscheniya-lichnosti  (дата  обращения:  15.11.13).
  8. Чугунов  А.В.  Социологические  аспекты  формирования  информационного  общества  в  России:  Обзор  исследований  аудитории  Интернета.  СПб.,  2000.  —  130  с.
  9. Шевченко  И.С.  Факторы  динамичности  самопрезентаций  в  Интернет-общении  //  Конференция  на  портале  "Аудиториум":  [сайт].  [2004].  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://banderus2.narod.ru/74970.htm  (дата  обращения:  19.10.2013).
  10. Якимец  В.  Социальное  мышление  и  деятельность:  влияние  новых  интеллектуальных  технологий.  М.:  Едиториал  УРСС,  2004.  —  С.  124.

Сертификат участника конференции