Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Социально-педагогический учебный проект "Мелодия здоровья" как технология активизации мотивации здорового образа жизни студентов ЮСПК СахГУ

Опубликовано 15.11.2013

 Анишина Е.С., Акатьева О.И., Лобанова Е.В., Черная Е.В.

Очное отделение, специальность 050711.52 Социальная педагогика, III курс (2012/13)

Статья опубликована:

Анишина Е.С., Акатьева О.И., Лобанова Е.В., Черная Е.В. Социально-педагогический учебный проект "Мелодия здоровья" как технология активизации мотивации здорового образа жизни студентов ЮСПК СахГУ /Проблемы и перспективы общего и профессионального образования: материалы научно-практической конференции (Южно-Сахалинск, 17 октября 2012 года). Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2013. С. 288-291.

Аннотация: в статье характеризуется проблема поддержания здорового образа жизни в течение всей жизни, и приводится описание социально-педагогического учебного проекта, разработанного студентами и направленного на развитие мотивации здорового образа жизни первокурсников ЮСПК СахГУ.

 Ключевые слова: здоровый образ жизни (ЗОЖ), психоактивные вещества (ПАВ), здоровье, аддиктивное поведение, личность.

 

Сегодня одной из самых актуальных тем является проблема здорового образа жизни в современном обществе. Эта проблема требует к себе особого внимания. Она касается людей всех возрастов. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Но в подростковом возрасте этой проблеме уделяется недостаточное внимание со стороны самих молодых людей.

Рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья может меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека лежит в основе нашего учебного проекта "Мелодия здоровья".

При всей важности понятия здоровья очень сложно дать ему исчерпывающее определение. Существует более 300 определений здоровья. В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения (1948 г.) здоровье определяется как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. [2, 4]. Анализ категории "здоровый образ жизни" позволяет констатировать, что здесь имеют значение не только медицинские, но и социальные проблемы: материальное благосостояние, жилищные условия, соблюдение рационального режима труда и отдыха, принципы сбалансированного питания, физические нагрузки, выполнение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, предупреждение избыточных стрессовых состояний.

Мы полагаем,  что в концентрированном виде понятие "здоровый образ жизни" выражает взаимосвязь образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Гармоничное сочетание физического и нравственного здоровья помогает нам позитивно смотреть на окружающий мир, стремиться к творчеству, строить свое семейное счастье. Поработав над своими привычками и закрепив полезные навыки, можно продлить активную жизнь на долгие годы.

Безусловно, здоровье должно быть центральной потребностью человека, но её удовлетворение, доведение до оптимального результата носит трудный, своеобразный, часто двойственный, опосредованный характер и не всегда приводит к желаемому результату. Как известно, здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Соблюдение основ здорового образа жизни позволяет человеку на протяжении всей жизни сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Каждому из нас известно: от того, какой образ жизни мы ведем, в конечном итоге зависит состояние нашего здоровья. Прекрасно это осознавая, мы стараемся успеть завершить все свои дела и не отстать от ускоряющегося ритма современной жизни. И нередко последнее, о чем вспоминаешь в этой гонке, – это собственное здоровье. Как показывает практика, для того, чтобы перейти к здоровому образу жизни, многим подросткам приходится пересмотреть свои взгляды и мировоззрение, что, естественно, требует приложения заметных  волевых  усилий.  Но именно образ жизни является предопределяющим фактором состояния здоровья современной молодежи.

Здоровый образ жизни современной молодежи, как система, складывается, из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов:

1) культуры питания;

2) культуры движения;

3) культуры эмоций. [2]

Их анализ свидетельствует о том, что, например, в здоровом образе жизни питание является определяющим, так как оказывает положительное влияние и на двигательную активность, и на эмоциональную устойчивость. Анализ такого компонента, как культура движения показывает, что оздоровительным эффектом обладают только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах и др.) в природных условиях. Изучение культуры эмоций свидетельствует о том, что отрицательные эмоции (зависть, страх, ревность, обида, злость и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь и др.) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Как показывает проведенный анализ, сложившаяся система образования не всегда способствует формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, а знания о здоровом образе жизни не всегда становятся их убеждениями.

Многие молодые люди, превосходно знающие о вредных свойствах табака и алкоголя и о риске развития злокачественных опухолей, возникающих при их употреблении, продолжают сознательно курить и употреблять алкоголь.

Таким образом, анализируя проблемы здоровья и здорового образа жизни, можно сделать вывод, что ценность здоровья является одной из базовых, предопределяющих качество формирования других ценностей. И самообразование должно быть подчинено обогащению знаний в области культуры здоровья, используя позитивный опыт предшествующих поколений.

Учитывая вышеизложенное, нами был разработан социально-педагогический учебный проект "Мелодия здоровья", направленный на формирование у студентов первых курсов установок на здоровый образ жизни и реализуемый в ЮСПК в течение октября-декабря 2012 г. В рамках проекта намечено проведение мероприятий:

- конкурс социальных плакатов и эмблем, посвященных Международному дню отказа от курения (15 ноября), Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря).

- акции: раздача буклетов, календарей, витаминок;

- флешмоб:  сломай сигарету;

- тренинги по профилактике СПИДа;

- диспут о режиме дня и правильном питании студента.

Мы полагаем, что работа в проектной деятельности будет способствовать не только формированию установок на здоровый образ жизни сверстников, но и позволит реализовать полученные за период обучения компетенции.

Список литературы

  • Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс] // Nauka-pedagogika.com: [сайт]. [2012]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-proektirovanie-zdoroviesberegayuschego-prostranstva-obscheobrazovatelnoy-shkoly-sre (дата обращения 15.10.2012).
  • Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход //Вестник практической психологии образования. 2008. № 4(17). Октябрь-Декабрь. С.4-7.