Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Моделирование в социальной работе (Диплом "За лучшую студенческую научную работу")

Опубликовано 04.04.2013

Кононова О.А

Заочное отделение, специальность 040401 Социальная работа,  II курс (2012/13)

Статья опубликована:

Кононова О.А. Моделирование в социальной работе // Студенческий научный форум: V Международная студенческая электронная научная конференция (15 февраля – 31 марта 2013 года, Москва). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8444.pdf (дата обращения: 29.03.2013).

Текст статьи и обсуждение на "Студенческом научном форуме" см. по ссылке: http://www.scienceforum.ru/2013/39/6012

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Кононова О.А. 
Сахалинский государственный университет
Южно-Сахалинск, Россия




MODELLING IN THE SOCIAL WORK 
Kononova O.A. 
Sakhalin State University 
Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

 






Федеральные государственные образовательные стандарты средне-специального образования (ФГОС СПО) определяют требования к результатам освоения основной профессиональной программы. В результате изучения обязательной части профессионального цикла обучающийся должен научиться "использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента" [1]. Одной из таких технологий является социальное моделирование.  Заметим, что социальные отношения характеризуются необыкновенной сложностью. В них взаимодействуют многие факторы, их взаимовлияние при этом часто бывает неоднозначно, а причинно-следственные связи подвержены изменениям и неопределенны.  Кроме того следует учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми,  действия, настроения, мысли которых, как правило, невозможно математически точно просчитать. Следствием этого, на наш взгляд, является необходимость разработки методов, позволяющих качественно преобразовывать содержание процессов в социальной сфере. В этой связи социальное моделирование является существенным инструментом увеличения научного потенциала и эффективности социальной работы. Одна из практических задач в социальной сфере и практике моделирования – определение значимой проблемы. Социальной работе с одинокими пожилыми людьми в настоящее время уделяется большое внимание социальных служб. Как известно, деятельность органов социальной защиты в данном аспекте социальной работы заключается в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы социально-психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию. 

Учитывая вышеизложенное, наше исследование было направлено на разработку модели социального обслуживания одиноких пожилых людей. В предложенной модели были определены основные этапы деятельности разных специалистов социальной службы, работающих с одинокими пожилыми людьми, механизмы решения отдельных социальных проблем, ожидаемые результаты.

Модель деятельности социального работника по обслуживанию одиноких пожилых людей

I. Диагностический этап
Работа с одинокими пожилыми людьми

Цель:

− выявление уровня качества жизни одиноких пожилых людей и нужд людей

Методы:

1) свободное интервью; 
2) анкетирование; 
3) социальный патронат.

Проблема:

− одиночество пожилых людей

Ожидаемый результат:

1) установление контакта с одинокими пожилыми людьми; 
2) оценка социально-бытовых условий клиентов и определение уровня качества жизни

II. Аналитический этап
Цель:

− обработка и анализ результатов диагностики, 
− последующая разработка программы социального взаимодействия с клиентами.

III.Коррекционно-профилактический этап
1. Социальное обслуживание на дому

Механизм решения:

− помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости, продуктов
питания и др.; 
− содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; 
− помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; 
− организация социально-бытовых услуг: ремонт жилья, обеспечение топливом и др.; 
− помощь в оформлении необходимых документов; 
− содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Ожидаемый результат:

− содействие в обеспечении качества жизни, максимальном продлении нахождения в
привычной обстановке; 
− поддержание личностного и социального статуса, 
− защита прав и законных интересов.

2. Оказание психологической помощи (социальный работник, психолог)

Механизм решения:

− просветительская деятельность; 
− психопрофилактика, 
− психодиагностика, 
− психокоррекция, 
− психотерапия.

Ожидаемый результат:

− сохранение и поддержание психического здоровья одиноких пожилых людей. 


3. Оказание медико-социальной реабилитации (социальный работник, медицинский работник)

Механизм решения:

− проведение сеансов профилактической и восстановительной медицины; 
− общеоздоровительная профилактическая помощь.

Ожидаемый результат:

− общее оздоровление и укрепление организма, 
− поднятие жизненного тонуса, работоспособности, 
− снятие усталости, нервного напряжения и

4. Организация досуговой деятельности

Механизм решения:

− организация мастер-классов: "Цветочные фантазии из фруктов и овощей", "Отходы – в доходы", 
"Вышивка и вязание, "Резьба по дереву" и т.п.

Ожидаемый результат:

− создание условий для проявления
творческих способностей и умений, 
− обмен положительным опытом.

IV.Заключительный этап

− мониторинг результатов медико-социальной работы специалистов; 
− оформление выводов и оценка эффективности.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m480.html (дата обращения: 22.02.2013).