Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Семейные ценности как фактор социализации личности подростка

Опубликовано 28.09.2013

Мяконькая Д.

Очное отделение, специальность 050711.52 Социальная педагогика, III курс (2008/09).

В настоящее время - педагог-организатор МБОУ СОШ №3 им. Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинска.

Статья опубликована:

Мяконькая Д. Семейные ценности как фактор социализации личности подростка //Актуальные проблемы школьного и профессионального образования: материалы IX-X научно-методических сессий ЮСПК СахГУ (Южно-Сахалинск, 14 марта 2009 г.). Южно-Сахалинск, 2011. С. 223-225.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание признано приоритетным направлением. Среди важнейших задач выделяются формирование у подрастающих поколений гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации [1]. По существу, речь идет о комплексном подходе к воспитанию подрастающего поколения на основах гражданственности, который президент РФ Д.А. Медведев обозначил как приоритетное направление в сфере государственной политики российского общества.

Семья, как структурный элемент общества и как малая группа, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности, влияний культуры, а во-вторых, - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями. Семья является важным фактором построения образа социального мира в целом и социальной идентичности в частности. Заметим, что процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Как отмечает В.А. Сластенин, "господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под контроль семью. Так, христианская мораль господствует длительное время на огромной территории за счет того, что она начинается с семьи: семейные узы священны" [2].

Вместе с тем вызывает тревогу тот факт, что в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций, семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

В этой связи мы полагаем, что в условиях интеграции России в мировую образовательную систему возникает необходимость обращения к отечсественным семейным ценностям, таким как добродетельность, добропорядочность, добродушие, добролюбие. Направленные на создание устойчивой системы семейных ценностей, они выступают в качестве основных критериев социализации личности современных детей и подростков, основанных на уважении и доверии к людям. Воспитание в детях готовности оказать помощь и поддержку другим людям в различных жизненных ситуациях - один из ключевых вопросов педагогики сегодня. Именно поэтому разработка качественно новых способов изучения и преобразования педагогической теории и практики оказывается сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений, формирования у них устойчивой системы социальных норм и ценностей.

Чтобы выявить особенности детско-родительских отношений в семьях современных подростков, среди учащихся 11 "А" класса МОУ СОШ № 3 г. Южно-Сахалинска нами была проведена диагностика с помощью опросника "Поведение родителей и отношение подростков к ним".

Испытуемым предлагалось оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений характерны для их родителей. Обработка и интерпретация результатов проходила по нескольким шкалам.

Результаты, полученные по первой шкале ("Позитивный интерес") показали, насколько глубок позитивный интерес подростков к отцу и матери. У 60 % испытуемых имзеряемое качество выражено вполне отчетливо. Следует отметить, что, по оценке подростков, живущих в полных семьях, у 37 % отец занимает более высокую позицию, чем мать.

Вторая шкала ("Директивность") показала, насколько выражена родительская директивность, т.е. взаимодействие, направленное на оказание прямого психологического воздействия для достижения своих целей. Так, 16 % опрашиваемых указали на ярко выраженную директивность по отношению к ним, причем такое отношение проявляется со стороны матерей.

Третья шкала ("Враждебность") выявила, что 66 % подростков отметили низкую враждебность обоих родителей. У 27 % испытуемых уровень враждебности в семьях оказался выше среднего, и лишь в одном случае можно говорить о высоком уровне агрессивности в семейных отношениях.

Об уровне автономности в семейных отношениях можно судить по результатам, представленным четвертой шкалой ("Автономность"). Согласно им, в семьях проявляется деспотичность, беспристрастность, отсутствие опеки и заботы родителей по отношению к подросткам. У 38 % испытуемых наблюдается низкий уровень автономности, а 62 % подростков отметили излишнюю автономность в семейных отношениях.

И последняя шкала ("Непоследовательность") показала, насколько родители непоследовательны в отношениях с подростками. Заметим, что под непоследовательностью понимают резкую смену стиля, приемов воспитания, непредсказуемость действий. 78 % опрашиваемых показали, что измеряемое качество выражено вполне отчетливо, а остальные 22 % испытуемых чаще обычного сталкиваются с непоследовательностью родителей в отношениях с ними.

В целом, проведенное исследование позволило изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Для выявления степени значимости для старшеклассников семейных ценностей была применена методика "Ценностные ориентации" М. Рокича. Испытуемым предлагалось проранжировать указанные ценности по степени значимости: от наиболее важных к наименее значимым.

Можно отметить, что терминальные ценности (убеждения в значимости конечной цели индивидуального существования, к достижению которой стоит стремиться) отражают актуальность таких ценностей, как "здоровье", "хорошие и верные друзья", "уверенность", "мудрость", "активная деятельность".

При оценке жизненной ситуации подростки отдали предпочтение таким личностным качествам, как "воспитанность", "образованность", "честность". Именно эти качества являются для них главной составляющей современной личности.

Отметим, что наименьшее предпочтение в иерархии терминальных ценностей подростки отдали счастью других, переживанию прекрасного в природе и искусстве, хотя данные ценности говорят о развитой в положительном отношении личности.

Итак, проведенное исследование позволило выделить личностные смысловые ценностные структуры современных старшеклассников, а также определить степень значимости для них семейных ценностей.

Таким образом, мы изучили семейные ценности представителей подросткового возраста, отношения в современных семьях. Несмотря на то, что подростки зачастую некомфортно ощущают себя в отношениях с родителями, одной из важнейших ценностей для них является счастливая семейная жизнь.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к Приказу Министерства образования России от 11.02.2002 г. № 393: URL: http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao/6662 (дата обращения: 2.02.2009).
  2. Гармаева Т.В. Ценности педагогов как фактор школьной социализации подростков [Электронный ресурс] // Psystudy.ru: [сайт]. [2008]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2009n4-6/196-garmaeva6 (дата обращения: 2.02.2009).
  3. Педагогика: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М. Академия, 2000.
  4. Повшедный А.В., Малинин В.А. Факторный анализ в контексте социализации современного подростка [Электронный ресурс] // Unn.ru: [сайт]. [2008]. URL: http://www.unn.ru/e-library/vestnik.html?anum=2349 (дата обращения: 2.02.2009).
  5. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведения / под ред. В.А. Никитина. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
  6. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2-х т. М.: Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЕК, 2005. Т.1. 568 с.