Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Изучение особенностей становления ценностно-смысловой сферы юношей и девушек, а также внутренних конфликтов в системе их ценностей, представляет, на наш взгляд, несомненную теоретическую и практическую значимость.

Л. Емельянова

Ценностные ориентации как фактор развития мировоззрения современной русской молодежи (Лауреат премии Сахалинской области для поддержания талантливой молодежи)

Опубликовано 28.09.2013

Емельянова Л.

Очное отделение, специальность 050711.52 Социальная педагогика, III курс (2008/09).

В настоящее время - социальный педагог МБОУ СОШ №3 им. Героя России Сергея Ромашина г.Южно-Сахалинска.

Статья опубликована:

Емельянова Л. Ценностные ориентации как фактор развития мировоззрения современной русской молодежи // Актуальные проблемы школьного и профессионального образования: материалы IX-X научно-методических сессий ЮСПК СахГУ (Южно-Сахалинск, 14 марта 2009 г.). Южно-Сахалинск, 2011. С.207-210.

Потребность в смысле жизни, осознании её не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности. И в юности, когда человек становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро [3].

Юность - время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Ещё К.Д. Ушинский указывал, что "в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его для свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества" [2, 118].

Современные психологи также солидарны с классиком педагогики в том, что период юности представляет собой очень важный и ответственный этап развития и становления личности, когда заканчивается процесс школьного обучения и воспитания, завершается подготовка к включению молодых людей в самостоятельную жизнь в качестве полноправных членов общества. Характеризуя юношесткий возраст, психологи указывают на необходимость окончательного становления убеждений, характера, мировоззренческого выбора в этот период. В противном случае молодым людям будет значительно сложнее найти свое место в мире человеческих отношений.

Однако перемены, происходящие в нашей стране, не могут не отразиться на ценностях юношей и девушек, система личностных приоритетов которых часто в этом возрасте оказывается ещё не сформированной окончательно. Именно поэтому изучение особенностей становления ценностно-смысловой сферы юношей и девушек, а также внутренних конфликтов в системе их ценностей, представляет, на наш взгляд, несомненную теоретическую и практическую значимость.

Мы полагаем: важно учитывать, что поколение современных молодых людей, чей возраст находится в границах юношеского, рождено уже в постсоветский период, а точнее, в самый разгар социально-экономического кризиса в стране. Известно, что подобные социальные потрясения неизменно влекут за собой смену имеющихся жизненных идеалов, ценностных ориентаций, направленности личности у взрослых людей. Ситуация же с подрастающим поколением, на наш взгляд, принципиально иная, поскольку формирование личности изначально происходило в новых социальных условиях, когда прежние социальные установки, жизненные ценности и моральные нормы претерпели серьёзные изменения. Таким образом, формирование и развитие личности современных юношей и девушек изначально происходило в новых социальных условиях. В этой связи, на наш взгляд, достаточно серьёзной и актуальной проблемой представляется исследование сложившихся ценностных ориентаций у современных молодых людей.

Заметим, что ценности личности - это многозначное междисциплинарное научное понятие. И поэтому оно по-разному интерпретируется исследователями.

Так, с точки зрения М. Вебера, ценность - это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества [3].

В современной литературе также существуют разные точки зрения на вопрос о природе ценностей. В частности, ценность рассматривается как понятие, "используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, вопрощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного" [4, 919].

Все эти понимания отражают определенную реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтопу каждый из подходов имеет право на сушествование, ибо он отражает то или иное реально существующиее в социально действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности,  связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром и жизни верующих, обуcловливают нормы и мотивы их поведения и поступков [3].

В реальной жизни под ценностями подразумевают: идеалы, чувства, общественные стремления, социальные оценки, интересы конкретного человека. С функциональной точки зрения все рассматривают ценность, как основу для ориентации индивида в явлениях и предметах окружающей действительности. Поэтому система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом общественном мировоззрении. При этом считаем важным акцентировать внимание на том, что познавательный и ценностенй способы освоения мира в человеческом сознании, жизни,  действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие [3].

В дальнейшем совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения,  действий людей, складывается в систему мировоззрения, в которой в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая составляющая в их взаимосвязи.

В этой связи, на наш взгляд, представляет интерес точка зрения С.М. Белозерова, отмечающего, что "понимание мира становится построением рядом с ним внутреннего мира человека,  который не копирует внешний мир, а только выделяет из него "невидимую" существенную конструкцию, которую человек применяет для выживания в ещё не известных ему сферах окружающего мира" [1, 164]. А поскольку поступки человека предопределяются внутренним строем его души, "в психике человека и менталитете общества, в их осознанных и неосознанных представлениях о мире, жизни и обществе есть данные, по которым можно судить о том, каким будет мир,  общество, жизнь и сама психика, в лоне которой образовались эти представления [1, 504].

Учитывая вышеизложенное, нами было проведено исследование,  направленное на определение приоритетных ценностных ориентаций студентов 2-3-х курсов отеделения педагогических специальностей ЮСПК СахГУ. Анкетирование проводилось на основе методики "Ценностные ориентации" М. Рокича. В диагностике приняла участие 21 студентка в возрасте от 17 до 20 лет.

Напомним, что М. Рокич различает два класса ценностей:

-       терминальные, т. е. убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того,  чтобы к ней стремиться;

-       инструментальные,  т. е. убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Участникам исследования предлагалось проранжировать указанные ценности по степени значимости: от наиболее значимых к наименее важным.

Диагностика выявила следующее распределение терминальных ценностей по степени значимости, где наименьшее цифровое значение принадлежит наивысшей ценности:

  1. Здоровье
  2. Любовь
  3. Счастливая семейная жизнь
  4. Материальное обеспечение
  5. Хорошие и верные друзья
  6. Уверенность
  7. Интересная работа
  8. Активная деятельная жизнь
  9. Развитие
  10. Общественное признание
  11. Мудрость
  12. Свобода
  13. Познание
  14. Продуктивная жизнь
  15. Развлечения
  16. Творчество
  17. Счастье других
  18. Красота природы и искусство

Результаты диагностики инструментальных ценностей по степени значимости показали следующее распределение, где наименьшее цифровое значение принадлежит наивысшей ценности:

  1. Воспитанность
  2. Образованность
  3. Ответственность
  4. Независимость
  5. Жизнерадостность
  6. Аккуратность
  7. Честность
  8. Терпимость
  9. Исполнительность
  10. Самокотнроль
  11. Рационализм
  12. Чуткость
  13. Смелость взглядов
  14. Эффективность в делах
  15. Твёрдая воля
  16. Широта взглядов
  17. Высокие запросы
  18. Непримиримость

Как видно из результатов, при оценке жизненной ситуации студентки отдают предпочтение личностным проявлениям таких качеств, как "воспитанность", "образованность". Безусловно, отношение к образованию является показателем развития культурного уровня молодежи. Образованность не только отражается на образе мышления и характере поведения молодого человека, но и открывает ему соответствующие возможности социокультурного самоопределения. Также мы можем предположить, что общая направленность личности студентов отражает профессиональную, что отмечается в приоритетном выделении указанных ценностных ориентаций. Однако мы полагаем, что это отображение носит внешний характер, поскольку такие важные содержательные составляющие, как "широта взглядов", "познание", "мудрость", "развитие", являющиеся непременным атрибутом профессиональной педагогической деятельности, в системе ценностей будущих педагогов занимают отдалённые оценочные позиции.

В то же время можно отметить, что терминальные ценности отражают безусловную актуальность таких общечеловеческих ценностей, как "любовь", "счастливая семейная жизнь, "материальное обеспечение", "хорошие и верные друзья".

А такие качества, как выражение личностной индивидуальности, духовной развитости, свободы мысли и стремление к познанию окружаюшщего мира, занимают последние места в иерархии ценностей, которыми студенты данной возрастной группы руководствуются в жизни в текущий момент.

Таким образом, проведённое исследование позволило выделить личностные смысловые ценностные структуры современных молодых людей. На наш взгляд, знание их очень важно, поскольку во многом определеяет дальнейшую жизнь общества в целом.

Литература

  1. Белозёров М.С. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. А. Алетейа, 2002.
  2. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1.
  3. Психологические проблемы смысла жизни и акме [Электронный ресурс] // Revolution.allbest.ru: [сайт]. [2007]. URL: http://revolution.allbest.ru/psychology/00025673_0.html (дата обращения: 2.02.2009).
  4. Словарь психолога-практика. 2-е изд. перераб. и доп. Минск: Харвест, 2001.