Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Социальная педагогика как наука о воспитательных влияниях социальной среды

Опубликовано 28.09.2013

Киле В.С.

Очное отделение, специальность 050711.52 Социальная педагогика, II курс (2007)

В настоящее время - преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин ЮСПК СахГУ.

Статья опубликована:

Киле В., Павлючик Е.В. (Черная) Е.В. Социальная педагогика как наука о воспитательных влияниях социальной среды // VII научно-методическая сессия ЮСПК СахГУ: сб. науч. ст./ под ред. Р.В. Якименко. Южно-Сахалинск, 2007. С.187-191.

Глубокие социальные потрясения, происходящие в стране в конце XX века, кризисное состояние экономики, культуры, образования значительно ухудшили условия жизни и воспитания детей. В результате этого возросло количество преступлений среди подростков и молодежи, стали социальной проблемой детский алкоголизм, безнадзорность и беспризорность. Многочисленные внутренние проблемы побудили науку и практику к возрождению идей и подходов воспитания в социальной среде, т.е. социального воспитания. А выявление, организация и использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования, развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности составляют сущность социально-педагогического подхода. Заметим, что термин «социальная педагогика» был введен в обращение немецким педагогом А. Дистервегом в середине XIX века. А возникновение социальной педагогики как отдельной отрасли научного знания относят к рубежу XIX – XX вв. и связывают ее с научной деятельностью немецкого философа Пауля Наторпа.

Следует отметить, что  среди исследователей отсутствует единство в трактовке понятия «социальная педагогика». Так, немецкий ученый Е. Молленхауер сводит смысл социальной педагогики к помощи молодежи в адаптации к социальной среде, противостоянию негативным отклонениям от норм поведения. Известный российский ученый в области социальной педагогики А.В. Мудрик считает, что социальную педагогику можно рассматривать как науку, изучающую социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

В.Д. Семенов полагает, что социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды. По мнению В.И. Загвязинского, в обобщенном плане социальную педагогику можно рассматривать как отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социализации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, умножении и использовании педагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях развития личности и гармонизации отношений субъектов социальной среды.[1] Таким образом, по мнению большинства современных ученых, социальная педагогика – наука комплексная, интегративная, охватывающая проблемы, связанные с социальным воспитанием всех членов общества.

 Учитывая, что становление российской социальной педагогики как отдельной отрасли социальной практики и научного знания произошло только в последние 15 – 20 лет, поскольку считалось, что в СССР не было острых социальных проблем, а термины «социальная среда» и «социальное воспитание» были запрещены, мы полагаем, что важно подробнее рассмотреть эти понятия.

По мнению Л.В. Мардахаева, социальная среда – это конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность. Это социальные условия их развития.[2] В понятие «социальная среда» включают непосредственное окружение личности, ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми. Это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Следует отметить, что исторический аспект появления понятия «социальной среды» в социальной педагогике был выделен учеными и практиками в 20-е годы XX века. Именно тогда была осуществлена разработка теоретических основ, созданы методические средства для реализации их в учебно – воспитательном процессе с ориентацией на его гуманизацию, приближение ребенка к реальной жизни. Во многом именно этим объяснялось внимание педагогики к разработке проблем социальной среды. Н.Ф. Басов по этому поводу отмечал, что «активная деятельность научно-педагогической секции способствовала разработке не только теоретических основ социального воспитания (определение предмета социальной педагогики как процесса социального формирования человека, изучение законов и методов этого процесса и т.д.), но и методике изучения и учета воспитательной роли среды. В русле этой деятельности происходило уточнение и наполнение новым содержанием ведущих понятий социальной педагогики: «социальное воспитание», «социальная среда», «взаимодействие компонентов среды» и др. Существенное влияние на становление социальной педагогики в этот период оказала педология – наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка. В разработку педологических проблем внесли свой вклад известные ученые – педагоги и психологи М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.М. Рубинштейн»[3].

Изучению понятия «социальная среда» посвятил свои труды Л.С. Выготский.  Он считал, что «среда для человека, в конечном счете, есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющее социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом… Если же социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания. Элементы среды находятся между собой не в скованном и неподвижном состоянии, а в изменчивом, легко меняющем свои формы и очертания. Комбинируя известным образом эти элементы, человек может создавать всякий раз новые и новые формы социальной среды».[4] Так, характеризуя понятие социальной среды, Л.С. Выготский делает важный вывод о том, что человеческий материал обладает бесконечной пластичностью при условии правильной организации социальной среды, поскольку все в человеке воспитуемо и перевоспитуемо при соответствующем социальном воздействии. Сама личность при этом должна пониматься не как законченная форма, но как постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой. Поэтому Л.С. Выготский указывает на то, что не стоит думать, что воспитание – это процесс «односторонне активный и приписывать всю без остатка активность среде, сводя на нет активность самого ученика, учителя и всего приходящего в соприкосновение с воспитанием. Напротив, в воспитании нет ничего пассивного, бездейственного… Таким образом, воспитательный процесс оказывается уже трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда»[5]. При этом ученый подчеркивал, что «перед воспитанием стоит цель выработки не определенного количества умений, а известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке».[6] Следовательно, важно, чтобы в процесс воспитания обязательно было включено мышление, поскольку «всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там, где этого затруднения нет, там, где среда известна до конца, и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта. Психологическая сущность которой сводится в конечном счете к известному отбору из множества представляющихся возможными реакций, единственно нужным в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение»[7].

Л.С. Выготский ввел и обосновал чрезвычайно важное понятие – «социальная ситуация развития». Под ней он понимал «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».[8] Таким образом, Л.С. Выготский указывал на то, что именно социальная ситуация развития предопределяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие.

Однако система социального воспитания и педология в нашей стране развивались недолго. После печально известного постановления ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»  они фактически прекратили свое существование. «Педологии была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы»[9].

Возобновление теоретических исследований в области социальной среды произошли только в 60-70 годы XX века, что было связано с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.  Наибольшую активность в изучении данной темы можно наблюдать в нашей стране с введением в 1991 г. института социальной педагогики.

Учитывая многолетний опыт исследователей проблемы социального воспитания, можно согласиться с мнением Н.Ф. Головановой о том, что сегодня необходима «такая система воспитания, чтобы, социализируясь, личность имела в качестве цели саму себя, свое саморазвитие, свое жизненное самоопределение»[10]. При этом автор делает акцент на том, что в центре внимания должен быть социальный опыт ребенка, создающий фундамент его социализации. Мы согласны с автором в том, что  следует отходить от такой модели, которая еще часто определяет массовое педагогическое сознание и определяет «воспитанность» как прямой поведенческий результат усвоения ребенком культурных образцов, задаваемых организованным обучением и воспитательной работой»[11]. Мы также полагаем, что воспитание не должно «по-прежнему «спускаться» в детскую жизнь через систему уроков и воспитательных мероприятий. Принимая ценностное отношение ребенка к миру и к самому себе в качестве содержательных основ современного воспитания, необходимо и практику воспитательной работы строить как систему ситуаций организованного социального опыта. Такие педагогически организованные ситуации позволяют сделать предметом переживания, осознания и присвоения ребенка широкую систему его социальных взаимодействий и впечатлений»[12].

Таким образом, социальная педагогика в современных условиях социально-политических преобразований в стране становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной системы помощи, защиты и поддержки детства.


[1] Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2002. С.6-8.

[2] Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. – сост. Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. С.294.

[3] Басов Н.Ф. История социальной педагогики. М.: Академия, 2005. С. 185.

[4] Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 57.

[5] Там же. С.55-57.

[6] Там же. С. 92.

[7]Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 92-93.

[8] Выготский Л.С. Проблема возраста: соч. в 6-и т. М., 1984. Т.4. С.258.

[9]Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: ВЛАДОС, 2000. С. 17.

[10]Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. С. 6.

[11] Там же. С. 6.

[12] Там же. С. 6-7.