Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Роль семьи в социализации младшего школьника

Опубликовано 28.09.2013

Емельяненко О.

Очное отделение, специальность 050711.52 Социальная педагогика, III курс (2007 г.)

Статья опубликована:

Емельяненко О., Павлючик (Черная) Е.В. Роль семья в социализации младшего школьника // VII научно-методическая сессия ЮСПК СахГУ: сб. науч. ст./под ред. Р.В.Якименко. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007. С.180-184.

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из важных направлений совершенствования общества является своевременная социализация подрастающего поколения. Заметим, что социализацией называется «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего -  системы социальных ролей»[1].

В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Таким образом, это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Социализация раскрывает в человеке культурное самосознание. Человек обретает способность ощущать себя единым целым в широком духовном пространстве. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений. По мнению доктора педагогических наук Н.Ф. Головановой, «содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка - с другой»[2]. При этом профессор отмечает, что средствами социализации в самом общем смысле могут быть элементы окружающей среды, оказывающие социализирующее воздействие и проявляющие себя на разных уровнях. Так, педагогическим средством первого уровня социализации  являются ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация. А педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации[3]. Социализация интересна как междисциплинарный феномен и как значимая составляющая личностно-адаптированного процесса в ее органических взаимосвязях с воспитанием и самовоспитанием личности. Говоря о младшем школьнике, необходимо отметить, что он является субъектом социализации на первичной ранней стадии его жизнедеятельности. Ребенок еще ограничен в социальной жизни, но уже осознает себя как личность, свои связи с людьми, опыт общения, принимает социальные ценности, устанавливает подсознательные связи с культурным пространством, этносом, микросоциумом.

Важно учитывать, что социализация личности младшего школьника требует специальной педагогической поддержки. В этой связи роль семьи в социализации младшего школьника является чрезвычайно важной, поскольку именно в семье дети знакомятся с традициями, нормами, принятыми в обществе. А родители выступают в качестве образца для подражания. При этом на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Следует помнить о том, что социальные представления, определяющие содержательную сторону социального опыта ребенка, создают в его сознании своеобразную модель социального отношения[4]. Таким образом, то, какая именно родительская позиция реализуется во взаимоотношениях с ребенком, определяет и дальнейшие взаимоотношения этого ребенка с социумом. В связи с этим посредством выявления родительского отношения к своим детям можно выявить серьезные проблемы социализации детей и, следовательно, своевременно внести коррективы в этот процесс.

Учитывая вышеизложенное, в одной из школ города Южно-Сахалинска нами был проведен эксперимент с целью изучения особенностей детско-родительских отношений в процессе социализации. В эксперименте участвовали дети первого класса и их родители. В исследовании были использованы следующие методы: беседа, наблюдение, психологическое тестирование  (методика «Опросник родительского отношения»[5], проективный рисуночный тест на тему «Моя семья»)[6].

Анализ результатов, полученных по шкалам «Принятие» (82,4 %) и «Отвержение» (4,4 %), позволяет заключить, что большинство родителей уважает индивидуальность своих детей, стремятся проводить больше времени вместе с детьми, одобряют их интересы и планы.

В то же время шкала «Кооперация», отражающая наличие общей деятельности детей и родителей в семье, стремление во всём помочь, проявить сочувствие детям, показала  низкий уровень совместной деятельности в семье – 17,43 %.

Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию родителя в общении с детьми. Высокое значение – 62,8 % - свидетельствует о том, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с детьми, не предоставляя детям  самостоятельности, стремясь удовлетворить все потребности детей, оградить их от трудностей и неприятностей жизни. При этом родители постоянно ощущают тревогу за детей, которых воспринимают маленькими и беззащитными. Можно предположить, что тревога родителей повышается, когда дети начинают автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители обычно не предоставляют детям самостоятельности.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. Высокое значение - 64,8 % - подтверждает тот факт, что в родительском отношении к детям отчетливо просматривается авторитаризм и гиперсоциализация. Родители склонны требовать от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. В этом случае за проявления своеволия детей могут строго наказывать. При этом родители хорошо знают своих детей, их индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства, и пристально следят за их социальными достижениями, непременно требуя обязательной высокой успешности.

Шкала «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания детей родителями. Повышенное значение по этой шкале - 58,1 % - указывает на то, что в родительском отношении имеется тенденция к инфантилизации детей, приписывание им личной и социальной несостоятельности. Родители склонны воспринимать интересы, увлечения, мысли и чувства детей детскими и несерьёзными. Родители мало доверяют своим детям, объясняя это неуспешностью и неумелостью детей, в связи с чем стараются оградить детей от трудностей жизни и строго контролировать их действия.

Чтобы выяснить особенности восприятия семейных отношений детьми, им было предложено выполнить рисунок на тему «Моя семья». В соответствии с методикой критерии оценки были следующие: выбор цвета, удаленность членов семьи друг от друга, изображение животных на рисунке, отсутствие себя на рисунке, нажим карандаша.

Результаты показали, что значительная часть детей - 70 % - отражает в рисунках эмоциональную холодность между членами семьи и удаленность друг от друга. Многие дети - 65 % - не нарисовали себя, что свидетельствует о том, что они не воспринимают себя членами семьи. В 24 % рисунков дети изобразили животных, что указывает на компенсацию недостатка тепла и общения, которое им не могут дать родители. Выполнение в 53 % случаев рисунков в черном, сером цвете, имея полный набор цветов, указывают на отчужденность, агрессивность, напряженность в отношениях между членами семьи.

Учитывая результаты опроса родителей по шкалам «Принятие» и «Отвержение», можно увидеть противоречие между ответами родителей и восприятием семейных отношений и себя в семье их детьми.

Таким образом, в качестве основных проблем, выявленных нами в результате исследования, можно отметить следующие:

  • неосознанное желание родителей продлить детство своим детям, их инфантилизация;
  • слабо выраженная совместная деятельность в семье;
  • наличие авторитаризма в воспитании.

Учитывая результаты исследования, мы полагаем, что необходимо формировать такую систему воспитания в семье, при которой за ребенком станет признаваться «право быть самим собой: иметь собственный, прямо не зависимый от процесса обучения социальный опыт, самоопределяться в культуре, обнаруживать свою индивидуальность в среде взрослых и сверстников, осознавать свою жизнь как ценность, испытывать потребность выразить себя и искать для этого социально приемлемые средства»[7].


[1]Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест, 2001. С.771.

[2] Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / СПб.: Речь, 2004. С.144.

[3]Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. С.147.

[4] Там же. С. 190.

[5]Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. С.184-190.

[6]Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. М.: Генезис, 2001. Ч.1. С. 82-88.

[7]Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. С. 13.