Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Сущность ИКТ-компетенций и психолого-педагогические условия её формирования у студентов

Опубликовано 30.05.2015

Статья опубликована (ВАК):

Черная Е.В. Сущность ИКТ-компетенций и психолого-педагогические условия её формирования у студентов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. №5. С.250-257. URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2015-5.pdf

Сущность ИКТ-компетенции и психолого-педагогические условия её формирования у студентов

Сахалинский государственный университет, руководитель научно-методического центра Южно-Сахалинского педагогического колледжа (693008, г. Южно- Сахалинск, ул. Ленина, д. 284; тел.: (4242) 43-69-95; yspksakhgu@yandex.ru)

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии составляют фундамент формирования общепрофессиональных компетенций специалистов самых разных профилей, поэтому их применение во многом определяет результативность образования. При этом современная система профессионального образования характеризуется сменой педагогической парадигмы, ключевой особенностью которой является то, что её главная цель направлена на подготовку квалифицированных специалистов двойной компетенции: во-первых, непосредственно связанных с профессией, а во-вторых – способных понимать, адаптировать и применять информационно-коммуникационные технологии для решения специализированных практических задач. Достижению поставленной цели способствует формирование ИКТ-компетенции у студентов. В данном исследовании анализируются психолого-педагогические условия, сложившиеся в российской системе образования в последние десятилетия и способствующие этому процессу.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, информационная культура, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компетентность, компетенция, информационно-коммуникационно-технологическая компетентность (ИКТ-компетентность).

ESSENCE OF IKT-KOMPETENTSII AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ITS FORMATION AT STUDENTS

Now information and communication technologies make the base of formation of all-professional competences of experts of the most different profiles therefore their application in many respects defines productivity of education. Thus the modern system of professional education is characterized by change of a pedagogical paradigm which key feature is that the main goal is directed on training of qualified specialists of double competence: first, directly connected with a profession, and secondly – capable to understand, adapt and apply information and communication technologies to the solution of specialized practical tasks. Achievement of a goal is promoted by formation of ICT competence at students. In this research the contents of concept and psychology and pedagogical conditions which developed in the Russian education system in the last decades and promoting this process are analyzed.

Computer literacy, information culture, information and communication technologies (ICT), competence, competence, information and communication and technological competence (ICT competence).

Одним из следствий глобализации современного общества явилось то, что образование стало ориентироваться на комплексную подготовку специалиста и овладение им базовыми основами из разных областей знаний. Развивая идеи компетентностно-ориентированного профессионального образования, подготовка студентов обязательно должна включать ситуации, позволяющие оценить востребованность формируемых профессиональных компетенций как в настоящем, так и в обозримом будущем специалиста. Поэтому в рамках компетентностного подхода произошло смещение доминирующей позиции декларативных знаний («знаю, что») к формированию компетенций («знаю, как») посредством передачи опыта, формирования способностей и профессионально-значимых личностных качеств. Таким образом, для обеспечения высокого качества образования существенную роль имеет то, какие инструментальные средства применяются к его организации и оценке. В рамках компетентностного подхода такими метаобразовательными конструктами выступают компетенции и компетентности.

Заметим, что в науке до настоящего времени нет единства в понимании данных понятий и можно встретить как их синонимичное толкование, так и взаимоисключающее. В рамках данного исследования важным представляется точка зрения на проблему А.С. Белкина и В.В. Нестерова, которые разводят данные категории с общепедагогических позиций: под компетенцией ими предлагается рассматривать «совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе», а компетентность следует понимать, как «совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций» [1, c.43]. Иначе говоря, компетенция выступает в качестве желаемого результата образования, а компетентность определяется общей способностью и готовностью качественно их использовать в профессиональной деятельности субъектом, который в процессе получения образования приобретает необходимые профессионально-значимые качества и овладевает заданными компетенциями. Прибегая к метафоре, можно сказать, что компетентность взращивается на почве, впитавшей ростки компетенций. Учитывая вышеизложенное, обратимся к исследованию компетенции, формируемой на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а именно: информационно-коммуникационно-технологической компетенции (ИКТ-компетенции), проведя предварительно небольшой экскурс в историю возникновения самого понятия.

Как известно, с появлением и развитием электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в 60-70-е гг. XX в. в самостоятельную область научного знания выделилась информатика, предметом изучения которой стали информационные процессы и технологии. Следствием этого стало введение соответствующего курса в программу школьного обучения.

Первая программа школьного курса "Основы информатики и вычислительной техники" [6] (1985) была нацелена на формирование у обучаемых второй грамотности - компьютерной, составляющими элементами которой являлось изучение устройства ЭВМ и осознание его роли в современном обществе и знакомство с основами программирования.

При этом под компьютерной грамотностью подразумевалось «умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ» [6, c.138]. Направленность на развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся выражалась в том, что данный курс оперировал такими понятиями, как «компьютер», «алгоритм», «программа». Однако уже в скором времени понятие "компьютерная грамотность" было дополнено новыми компонентами, связанными с использованием метода математического моделирования при решении задач с помощью ЭВМ, и перед педагогами была поставлена триединая задача: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся.

Спустя десятилетие, в 1995 г., решением коллегии Министерства образования России было рекомендовано начинать обучение информатике уже с первого класса школы, при этом курс имел трехэтапную структуру:

  • I - VI классы – пропедевческий курс;
  • VII - IX классы – базовый курс;
  • X - XI классы – профильное обучение.

Заметим, что первый проект государственного образовательного стандарта по информатике (1997) [7] акцентировал внимание на трех аспектах общеобразовательной роли курса обучения информатике:

  1. мировоззренческом, связанном с формированием представлений об общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
  2. алгоритмическом (программистском), связанном с развитием мышления обучающихся;
  3. пользовательском, связанном с формированием компьютерной грамотности, необходимой для широкого применения информационных технологий в практической деятельности.

С переводом обучения информатике в начальную школу применение методов и средств новых информационных технологий стало носить систематический характер и более того, позволило использовать их при изучении остальных школьных предметов, серьезно преобразовав цели обучения школьников. Спустя немногим более десяти лет, в 2009 году, новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) установил, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать как активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, так и применение «различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета" [9]. Так, в новом ФГОС НОО были обозначены и законодательно закреплены современные требования к уровню подготовки выпускников начальной школы, включающие овладение ими средствами ИКТ.

Следует отметить, что к началу XXI в. ИКТ вышли за пределы общеобразовательных учреждений, перейдя в сферу профессионального образования. Принятые Министерством образования Российской Федерации в первые годы нынешнего века государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ГОС СПО) [4] второго поколения, в качестве общего требования к образованности выпускника выдвинули обладание информационной и коммуникативной культурой, включающей аспекты:

  • мировоззренческий, базирующийся на понимании роли информационных технологий в развитии современного общества и системы образования;
  • общеобразовательный, предполагающий овладение приемами работы на персональном компьютере, используя современное программное обеспечение, а в качестве инструмента учебно-исследовательской деятельности применяя современные информационные технологии;
  • профессиональный - направленный на эффективное применение информационных технологий в сфере профессиональной деятельности.

Стремительность развития информационного общества со всей очевидностью проявилась в том, что не прошло и десяти лет, как возникла необходимость в обновлении стандартов образования, причем на всех уровнях. Применительно к системе среднего профессионального образования это произошло спустя несколько лет после введения стандартов второго поколения, когда были приняты федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), в которых отмечается, что обязательным компонентом выполнения лабораторных работ и практических занятий должно быть использование персональных компьютеров [8]. Следует отметить, что в эти же годы большую популярность приобрёл компетентностный подход, воплощающий образовательные программы, нацеленные на формирование способности обучающегося самостоятельно в конкретном контексте применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности.

Одновременно с происходящими изменениями сам термин "информационная культура", используемый в стандартах второго поколения (ГОС СПО), наполнялся различным смысловым содержанием. К примеру, первоначально под ним понималось умение целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи компьютерных информационных технологий, современных технических средств и методов. В настоящее время информационная культура рассматривается в качестве относительно целостной системы общей и профессиональной культуры личности, объединенной с ними едиными психологическими категориями (культурой поведения, мышления, общения, деятельности) и содержащая такие составляющие, как:

  • способность личности принять гуманистическую ценность информационной деятельности людей;
  • обладание культурой общения и сотрудничества в сфере информационных технологий, применение достижений телекоммуникаций для организации межличностного взаимодействия, демонстрируя навыки нравственного поведения;компетентность в области информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;
  • способность прогнозировать потенциально возможные последствия информационной деятельности,
  • способность к профессиональной и социальной адаптации в условиях систематически обновляющихся информационных технологий;
  • оптимальное применение информационно-коммуникационных технологий для эффективного решения профессиональных задач;
  • знание и соблюдение нормативно-правовых основ, регулирующих информационную деятельность людей, понимание ответственности за любые действия в сфере информационной деятельности, выполненные с использованием средств ИКТ [3, c.18].

Учитывая современные составляющие понятия информационной культуры, можно согласиться с точкой зрения Г.М. Киселева и Р.В. Бочковой и констатировать, что с введением новых стандартов в систему образования понятие "информационная культура" трансформировалось в "информационно-коммуникационно-технологическую компетенцию" (ИКТ-компетенция), акцентируя внимание на происходящем в обществе процессе информатизации, во многом определяемом уровнем компетентности его членов [3, c.19]. В этой связи представляется важным рассмотреть элементы ИКТ-компетенции, которые должны быть сформированы в настоящее время у студентов, опираясь на исследования указанных авторов [3, c.20-21]. К предметным областям ими отнесены компетенции в семи сферах, содержание которых раскрывается через триединство функций: знания, умений и опыта. Охарактеризуем их подробнее.

1.Компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности последовательно формируется на основе следующих её составляющих:

  • знания основных категорий информации, осмысления её роли и способности влиять на формирование современной картины мира;
  • умения применять эти знания для организации собственной деятельности;
  • опыта проведения анализа и оценки этой информации с учетом её личностной значимости.

2.Компетенция в сфере познавательной деятельности предполагает:

  • осознание сущности системно-информационного подхода;
  • умение аналитически мыслить, владение логико-комбинаторным и алгоритмическим стилем мышления;
  • опыт генерации и продвижения новых идей для воплощения в жизнь.

3.Компетенция в сфере коммуникативной деятельности опирается на следующее:

  • мотивированное знание современных средств коммуникации с учетом этических и правовых норм;
  • умение выполнять необходимые операции с использованием основных телекоммуникационных средств;
  • опыт владения навыками применения телекоммуникационных средств для решения практических задач профессиональной деятельности.

4.Технологическая компетентность складывается посредством следующих функций:

  • знания основ и специфики как технологического подхода, так и автоматизированных информационных технологий;
  • умение выполнять необходимые операции в процессе решения профессиональных задач, опираясь на автоматизированные средства;
  • опыт владения навыками выполнения стандартизированных операций, входящих в структуру информационных технологий.

5.Компетенция в области техникознания, или техническая компетентность, подразумевает реализацию следующих функций:

  • осознание принципиальных отличий и ограничений автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов;
  • умение анализировать и оценивать профессиональные задачи, выбирая для их решения оптимальные технические устройства;
  • опыт владения навыками решения практических задач, используя заданные технические устройства.

6.Компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений формируется посредством следующих функций:

  • понимания значимости сохранения и приумножения имеющихся общественных информационных ресурсов;
  • умение уважать права других и защищать собственные для обеспечения информационной безопасности личности;
  • опыт ответственного отношения за достоверность информации.

7.Коммуникационная компетентность формируется на основе следующих элементов:

  • знания основ процессов передачи и сохранения информации, осуществляемых в сетях;
  • умения использовать в профессиональных целях сетевые электронные ресурсы;
  • опыта профессионального владения навыками применения сетевых электронных ресурсов.

Можно заметить, что в каждой из названных функций заложены важные психологические составляющие (осмысление, понимание, анализ и т.п.), закладывающие основы личностного отношения к реализуемым технологическим операциям. Таким образом, процесс информатизации образования касается не только создания технической стороны, обеспечивающей внедрение новых компьютерных технологий в обучение. Существенной составляющей этого процесса являются психологические аспекты, а значит, человеческий фактор. Учитывая то, что в современном образовательном процессе центр тяжести при использовании новых ИКТ переносится на студента, активно строящего свой учебный процесс, выбирая определенную индивидуальную траекторию в образовательной среде, важно принимать во внимание проблемные стороны, связанные с использованием ИКТ в профессиональном образовании.

В первую очередь, речь может идти о полиаспектности применяемых равноправных, но не равнозначных функций, предпочтенных видов информационных ресурсов и технологий. А.С. Игнатенко, анализируя данную совокупность признаков, указывает на "интеринформационные ресурсы образовательных сред, при которых каждое средство несет свою, значимую и присущую только ему, функцию" [2, c.78]. Действительно, в процессе обучения очень важно методически грамотно и дидактически оправданно выбирать те или иные информационные ресурсы и технологии, чтобы избежать подмены реальных процессов познания на всего лишь ознакомление с их виртуальными вариациями. Проведение опыта, демонстрация макета, модели, умноженные на рефлексию студента и преподавателя всегда действеннее и эффективнее показа виртуального аналога посредством, к примеру, мультимедийной презентации. Поэтому бесконтрольное, методически непродуманное и необоснованное использование виртуальных версий вместо организации экспериментального исследования натуральных объектов является свидетельством феномена цифровых интервенций, разрушающих проверенные временем методические и дидактические принципы [10, c.120]. В этом случае классические познавательные цепочки «базовое знание + новая комплексная предметная информация + умения + навыки + понимание = новое знание» подменяются дидактически и методически ущербной схемой: «базовое знание + новая виртуальная предметная информация + (-) память (только зрительная и слуховая) = новое знание» [2 c, 80]. В то же время избежать появление цифровых интервенций возможно, в первую очередь, соблюдая принцип целеполагания, который указывает на то, что любое техническое устройство или технология остаются лишь средством эффективного достижения продуманной, методически и дидактически обоснованной цели.

Если взглянуть на проблему со стороны субъектов образовательного процесса (причем, как показывает практика, как студентов, так преподавателей), которым надо овладеть определенными операциями, связанными с использованием ИКТ, то наибольшую трудность представляет преодоление разнообразных психологических барьеров, возникающих при работе с компьютером, в основе которых часто обнаруживаются следующие личностные особенности:

  • низкая мотивация к овладению новыми технологиями (образно говоря, мотивы сводятся к тому, что «изменения нужны, чтобы все осталось по-прежнему»);
  • неуверенность и страх работы с любым техническим оборудованием. Чаще всего наблюдается у исполнительных и ответственных личностей, но не дающих себе право на ошибку, поэтому их мотивы сводятся к избеганию возможных санкций за совершенную ошибку и последующего снижение самооценки;
  • отсутствие привычки действовать по заданному алгоритму и стремление его изменять, мотивируя тем, что «мне так удобнее» и т.п. В этом случае субъект не осознает сущность понятия «технология», элементами которого является расчленение процесса на последовательные операции, этапность и однозначность их выполнения заданных операций.

Таким образом, основными психолого-педагогическими условиями формирования ИКТ-компетенции у студентов можно считать следующие:

1.Психологические условия:

  • зрелость эмоционально-волевых процессов;
  • произвольность психических процессов;
  • мотивационная готовность субъектов к овладению новыми научными знаниями и технологиями;
  • мотивационная готовность состояться в выбранной профессии;
  • активное участие в учебно-исследовательской работе, в том числе, с использованием дистанционных форм.

2.Педагогические условия:

  • создание в учебном заведении информационно-образовательной среды, отвечающей современным требованиям;
  • компетентность преподавателей в области ИКТ
  • соблюдение педагогами принципов обучения
  • включение ИКТ как обязательный элемент в проведение практических занятий и лабораторных работ всех учебных дисциплин;
  • использование дистанционных форм в обучении, учебно-исследовательской работе.

Учитывая, что ключевым условием соответствия профессионального образования современным запросам общества является его компетентностно-ориентированная направленность, включающая опыт использования информационных технологий, осознанное и мотивированное использование ИКТ в образовательном процессе создает для студентов основу для проектирования индивидуальной образовательной траектории, позволяет осваивать проектно-исследовательские методы, развивать необходимые способности, и, в ряде случаев, окончательно самоопределиться с выбором профиля специальности, поскольку привлекательность профессии в глазах современного студента значительно возрастает, если она сопряжена с возможностью использования ИКТ в профессиональных целях.

Библиографический список:

  1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Екатеринбург, 2004.
  2. Игнатенко А.С. Информатизация образования и информационные ресурсы. // Вестник образования. 2011. № 2. С.74-80.
  3. Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник. М.: Дашков и К., 2012.
  4. Новые государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/sred/list.plx (дата обращения: 23.05.2015).
  5. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
  6. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для средних учебных заведений: в 2-х ч. / Под ред. А.П. Ершова и В.М. Монахова. М.: Просвещение, 1985.
  7. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика». // Информатика и образование. 1997. № 1.
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/db/portal/sred/archiv_new.htm (дата обращения: 23.05.2015).
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№ 373. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».
  10. Черная Е.В. Организационно-методические аспекты информатизации образования в ССУЗе // Новые информационные технологии в образовании: Всероссийская заочная электронная научно-практическая конференция (Магадан, 15-16 ноября, 2012). Магадан, 2012. С.118-120.