Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Системный подход как основа обучения студентов технологии социального моделирования

Опубликовано 29.03.2013

Статья опубликована:

Черная Е.В. Системный подход как основа обучения студентов технологии социального моделирования // современные исследования социальных проблем: материалы VII Общероссийской научно-практической конференции с международным участием (Красноярск, 30 ноября, 2012). Красноярск, 2012. С. 185-191. URL: http://sisp.nkras.ru/p-ru/issues/2012/4.pdf (дата обращения 22.04.2013).

URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21091335

Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС) по специальности 040401 Социальная работа среди видов деятельности определяет требования к организации социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности, а именно: здравоохранении, социальной защите. При этом в качестве профессиональных компетенций (ПК) выдвигает умение осуществлять организационно-управленческую деятельность и межведомственное взаимодействие. [1]. А учитывая то, что эффективная организация деятельности любого специалиста предполагает программирование профессиональных действий, мы полагаем, что обучение студентов технологии социального моделирования является актуальным требованием времени.

Напомним, что под моделью в современной науке понимается "мысленно представляемая система, которая отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте". [2 , c.116].

Если социальную работу анализировать с точки зрения практической деятельности, то сущность социальных технологий можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий, где в концентрированном виде обобщены накопленные и систематизированные теоретические знания, опыт, умения и практика субъектов социальной работы. [3, с.120].

В настоящее время в России важнейшим и активно развивающимся направлением является социально-медицинская работа. Как известно, основная цель социальной защиты населения, предполагающая создание условий для сохранения здоровья и жизни населения, также является и медицинской задачей. Поэтому закономерно, что среди разновидностей социальной работы предусмотрены и медицинские услуги. Причем речь здесь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах, а о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц социально-медицинскими услугами. Данная форма социальной работы предполагает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением. [3, c.124].

Принимая во внимание значимость проблемы, нами была разработана примерная модель социально-медицинского взаимодействия специалистов в процессе оказания помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Мы полагаем, что данная модель может быть использована в работе специалистами центров социального обслуживания населения.

I. Диагностический этап

Работа с людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности

Цель:

  • оценка стрессов: психосоциальных и вызываемых воздействием факторов внешней среды.

Работа с членами семьи

Цель:

  • формирование мотивации участия в разработке и реализации медико-социальных программ помощи у членов семьи.

Социальный патронат условий жизни клиента и его семьи

Цель:

  • определение того, находится ли семья в кризисе, насколько она активна в решении своих проблем.

II. Аналитический этап

Цель:

  • постановка социального диагноза на основе обработки и анализа результатов диагностики,
  • последующая разработка программы социального взаимодействия с медучреждениями.

III.Коррекционно-профилактический этап

1.Медико-социальная работа с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности и членами их семей

 

Цель:

  • выработка устойчивой ориентации на здоровый образ жизни людей с ограниченными возможностями. жизнедеятельности

Направления:    

  • действенные призывы и эффективная помощь в организации физически активными видами деятельности, соревнований, здорового досуга;
  • содействие в организации и проведении психопрофилактических лекториев по проблемам питания, стрессов, виктимного поведения и др.

2.Работа с членами семьи

Цель:

  • содействие в повышении качества жизни;
  • содействие в развитии гуманизации отношений между родственниками, предотвращение социальной и психической напряженности.

Направления:

  • обучение членов семьи правилам и навыкам ухода за близкими людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности;
  • организация правовой защиты курируемых семей, контроль над соблюдением законных прав клиентов в отношении пенсионного и материального обеспечения семьи.

3.Разграничение сферы деятельности специалистов разного профиля и уровня

Медико-социальная работа саногенетической направленности:

  • предупреждение возникновения социально зависимых нарушений соматического, психического, репродуктивного здоровья;
  • обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья;
  • обеспечение участия в разработке целевых программ медико-социальной помощи специалистов медицинских и социальных учреждений;
  • реализация эффективного социального администрирования;
  • обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.

Медико-социальная работа патогенетической направленности:

  • организация медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
  • участие в проведении сеансов профилактической и восстановительной медицины;
  • коррекция психосоциального статуса клиента;
  • содействие в создании социально-бытовой инфраструктуры;
  • преемственность во взаимодействии специалистов смежных профессий.

4.Структурная организация совместной деятельности специалистов на основе создания трехуровневой системы комплексной медико-социальной помощи

Функции специалиста высшего звена

  • получение полной информации о социальном положении населения;
  • создание банка данных - специальной карты региона, дающей сведения об общей численности обслуживаемого населения, количестве проживающих на территории семей, социально-экономической обстановке региона (криминогенности, уровне заболеваемости ссоциально опасными болезнями);
  • составление и внедрение программ медико-социальной помощи населению обслуживаемого района;
  • координация деятельности медико-социальной службы со смежными неведомственными организациями (педагоги, психологи, юристы);
  • контроль над деятельностью специалистов среднего звена. 

 Функции специалистов среднего звена

Патронатная работа с семьями по реализации конкретных услуг:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи клиентам;
  • организация специалистами консультативной помощи;
  • санитарно-просветительная работа;
  • обучение само- и взаимопомощи;
  • формирование установок здорового образа жизни;
  • осуществление социально-бытовой помощи одиноким, престарелым и людям с ограниченными возможностями здоровья. 

Функции добровольно нанятого персонала (лица, из числа верующих, представителей общества Красного Креста и др. организаций):

  • добровольный уход за нуждающимися людьми (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и др.);
  • осуществление связи медико-социальных работников поликлиники с добровольными организациями,  оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур). 

5. Социальная работа с населением

Цель:

  • приобщение общества к взаимодействию в рамках "культуры достоинства", а не "культуры полезности".

Направления

  • просветительская деятельность через взаимодействие со средствами массовой информации (СМИ);
  • привлечение населения к оказанию благотворительной помощи через социальные акции, индивидуальную деятельность и др.

IV.Заключительный этап

  •  мониторинг результатов медико-социальной работы специалиста;
  • оформление выводов и оценка эффективности.

 Таким образом, концептуальную основу модели составляет системный подход, позволяющий рассмотреть проблему комплексно, во взаимосвязи подсистем, объединенных общей целью, и раскрыть интегративные особенности, внутренние и внешние связи. Мы полагаем, что именно системный подход обеспечит максимальную эффективность деятельности современного специалиста по социальной работе.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m480.html (дата обращения: 25.11.2012).
  2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. 192 с.
  3. Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2002. 395 с.