Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Руководство учебными проектами как технология реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования

Опубликовано 02.05.2013

Статья опубликована:

Черная Е.В. Руководство учебными проектами как технология реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования // Проблемы и перспективы общего и профессионального образования: материалы научно-практической конференции (Южно-Сахалинск, 17 октября 2012 года). Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2013. С.45-47.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы руководства учебными проектами студентов ЮСПК СахГУ на примере специальности 040401 Социальная работа.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты средне-специального образования (ФГОС СПО), общие компетенции (ОК), профессиональный цикл, проектный метод, профессиональный модуль.

 

В современных социально-экономических условиях значительно возрос интерес к проблеме подготовки кадров для системы социальной защиты населения. Современное общество предъявляет требования к повышению конкурентоспособности организации, а одним из факторов, обеспечивающих выполнение этого требования, мы полагаем, является качество подготовки персонала, его отношение к труду, уровень профессионализма и творчества работников.

Федеральные государственные образовательные стандарты средне-специального образования (ФГОС СПО) определяют требования к результатам освоения основной профессиональной программы и выдвигают необходимость формирования общих компетенций (ОК), одним из которых является умение "ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности" [1]. Так, в результате изучения обязательной части профессионального цикла обучающийся должен научиться "использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента" [1]. В процессе постижения профессионального модуля "Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации", студенты должны овладеть умением "анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях" [1].

Заметим, что клиент социальной службы - это всегда человек, попавший в трудную жизненную ситуацию и нуждающийся в реальной действенной помощи. Поэтому специфика социальной работы состоит в том, что это практикоориентированная деятельность специалиста. Следовательно, подготовка будущих специалистов по социальной работе должна основываться на деятельностном подходе. Для овладения обозначенными умениями в арсенале педагогических средств имеются разнообразные методы, одним из которых является проектный.

Напомним, что проектирование – это конструирование будущего, которого на данный момент еще нет. А проект представляет собой описание этого будущего, а также технологии его создания. При этом предназначением любого проекта обязательно должно быть позитивное преобразование среды, её обновление или инновация. Как известно, жизненный цикл проекта состоит из следующих составляющих:

1) замысла,

2) планирования и оформления,

3) реализации,

4) завершения.

Проект может быть реализован в двух формах:

Первая форма - элемент какой-либо программы, представляющий собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории. Вторая форма - независимый, оригинальный вариант разрешения локальной проблемы, адресованный конкретному социуму. Содержанием проекта являются следующие структурные части:

  • Постановка проблемы и её анализ.
  • Основная идея проекта/аннотация.
  • Цели, задачи проекта.
  • Механизм реализации проекта.
  • Ожидаемые результаты и методы их оценки.
  • Возможность продолжения деятельности после завершения проекта.
  • Рабочий план реализации проекта.
  • Бюджет проекта.
  • Приложения.

В качестве проектных исследований студентам, начиная со второго курса, предлагаются различные направления для проведения курсовых и впоследствии выпускных квалификационных работ, например, среди проектов, над которыми работают студенты очного и заочного отделений в 2011/12 учебном году следующие:

- "Особенности организации социальной работы в сельской местности".

-"Социальные аспекты профилактики жестокого обращения с пожилыми людьми и инвалидами в современном обществе".

-"Особенности организации взаимодействия социального работника с медицинскими учреждениями в процессе оказания помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности".

-"Модель формирования профессионально-значимых качеств будущих специалистов по социальной работе".

-"Моделирование как технология социального обслуживания одиноких пожилых людей".

- "Особенности социальной профилактики суицидального риска в пожилом возрасте".

-"Особенности проведения социальной профилактики ВИЧ-заболевания в юношеском возрасте".

Наш опыт показал, что и преподаватели и студенты сталкиваются с рядом трудностей при работе над проектом. Например, и для преподавателей, и для студентов, впервые осваивающими данную технологию, проблемными ситуациями являются следующие:

-психологические барьеры: страх нового, преувеличенная сложность и объём работы,

-наличие теоретически разработанных учебных проектов (в рамках курсовых и выпускных квалификационных исследований) и отсутствие наглядных примеров их реализации для анализа и осмысления чужого опыта,

-определение актуальных тем для разработки и внедрения учебных проектов,

-трудности в оформлении.

Если говорить о методике руководства учебными проектами, то надо отметить, что очень многое зависит от руководителя, его понимания сущности проблемы и видения практического механизма реализации, поскольку студенты в силу отсутствия опыта часто не могут продумать детали реализации проекта и легко переступают грань, за которой проект превращается в прожект. И, безусловно, браться за руководство учебными проектами следует только в том случае, если преподаватель нацелен сам на получение практического результата в процессе совместной деятельности.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m480.html (дата обращения: 5.11.2012).