Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Полоролевые особенности самопрезентации студентов

Опубликовано 30.04.2013

Статья опубликована:

Черная Е.В. Полоролевые особенности самопрезентации студентов // Проблемы и перспективы общего и профессионального образования: материалы научно-практической конференции (Южно-Сахалинск, 17 октября 2012 года). Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2013. С.48-57.

Аннотация: в статье представлен краткий анализ истории исследования проблемы самопрезентации в отечественной психологии, описаны результаты диагностического тестирования особенностей самопрезентации студентов, обучающихся специальности "Социально-культурный сервис и туризм" в СахГУ.

Ключевые слова: самопрезентация, гендерный стереотип, маскулинность, фемининность, андрогинность.

 

Анализ сложившейся в современном обществе системы взаимоотношений, позволяет выделить, как немаловажное, умение индивида представлять себя в разнообразных обстоятельствах. Навыки организации управления впечатлением о себе, предпочтение определенных способов самопрезентации в социальном взаимодействии, безусловно, можно определить как одну из насущных задач успешной деятельности личности.

Как известно, сущность человека раскрывается и выражается в деятельности и общении. Именно в этих сферах социализации происходит принятие, признание, самовыражение личности, что предопределяет значимость формирования желаемого о себе впечатления. Кроме того, способность личности создать нужное благоприятное впечатление о себе, как правило, способствует результативной реализации установленной стратегии в коммуникационном процессе. А это, в свою очередь, создает базу для эффективного воплощения в жизнь профессиональных планов и находит отражение в тех требованиях к уровню компетентности, которые предъявляются сегодня к профессиональным качествам будущих специалистов. Так, среди требований к результатам освоения основной профессиональной программы среднего профессионального образования относится необходимость формирования у студентов общих компетентностей. Среди них особо можно отметить умение работать в коллективе и команде, способность эффективно взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами (потребителями). [10] На наш взгляд, формированию данной компетенции способствует развитие навыков самопрезентации. Ведь от того, каким образом, сегодняшний студент сможет предъявлять себя другим, от того какое впечатление он способен составить о себе у окружающих, во многом, на наш взгляд, зависит будущий успех в деловых и личных взаимоотношениях. Поэтому, мы полагаем, что большинство аспектов в социальных и профессиональных взаимодействиях в обществе, может быть рассмотрено с точки зрения самопрезентации. В этой связи проблема самопрезентации, создание социально располагающего к взаимодействию личного образа у будущего специалиста, являются крайне актуальными.

Заметим, что под самопрезентацией мы понимаем "поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе".[4]

Следует отметить, что значимость нашего исследования обусловлена относительной неразработанностью данной проблемы в отечественной психологии, поскольку многие аспекты самопрезентации учеными изучались косвенно. Например, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, В.П. Трусов исследовали вопросы социальной перцепции. Т.З. Адамьянц, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов изучали проблемы восприятия и формирования имиджа. Ю.Н. Емельянов, Е.В. Зинченко, А.У. Хараш исследовали явления социальной фасилитации и ингибиции. Мы полагаем, что все эти психологические явления, безусловно, связаны с процессом самопрезентации. Однако мы можем отметить и тот факт, что как самостоятельный феномен самопрезентация в отечественной психологии долгое время не изучалась, да и сам термин практически не применялся в научной лексике. А при упоминании о понятии самопрезентации отечественный читатель часто переадресовывался к зарубежным социально-психологическим исследованиям, которые проводились с 60-х годов XX века, используя понятие "self-presentation", что в дословном переводе с английского языка можно перевести как "самопрезентация" или "представление себя" [9]. На сегодняшний день существующее многообразие определений, разработанных в зарубежной психологической науке, позволяет трактовать данное понятие по-разному, например, как:

- осознаваемое или неосознаваемое средство организации собственного поведения, по мнению И. Гоффман [1959];

- средство подтверждения завышенной самооценки и образа "Я", с точки зрения Г. Мид [1934], Ч. Кули [1964], М. Лири, Р. Ковальски [1990], Б. Шленкер, М. Вейголд [1992];

- процесс самораскрытия в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера, по мнению Б. Баумейстер и А. Стейнхилбер [1984];

- приём устранения когнитивного диссонанса, считают Ф. Хайдер [1944] и Л. Фестингер [1957];

- поведенческую реализацию мотивации достижения или избегания неудач, полагают Р. Аркин [1986] и А. Шутц [1998];

- фокусировку внимания на себе в результате внимания к человеку со стороны других людей, с точки зрения Р. Викланда [1975];

- форму выражения стремления к власти, считают И. Джонс [1964, 1990] и Т. Питтман [1982].

В отечественной же психологической науке данный феномен начинает исследоваться значительно позднее, только с 90-х годов XX века. На сегодняшний день можно выделить работы Е.Л. Ивановой [1], Е.В. Михайловой [4], О.А. Пикулева [5], Л.М. Семеновой [7], Е.А. Соколовой-Бауш [8], Н.А. Федоровой [11], В.В. Хороших [12] и других. При этом исследователи исходят из положений, вытекающих из отечественных психологических теорий общения, согласно которым:

- в основе самопрезентации лежит информационно-коммуникативный аспект общения, который был описан Б.Ф. Ломовым [1976] и лег в основу создания функциональной модели общения, разработанной В.Н. Панферовым [1997];

- самопрезентация выполняет функцию регулятора процесса межличностного взаимодействия, изученного в работах А.А. Бодалева [1982];

- самопрезентация рассматривается как элемент делового общения, согласно точке зрения Ю.М. Жукова [1991];

- самопрезентация рассматривается как перцептивная сторона общения, синоним понятия "самоподача", согласно мнениям Ю.С. Крижанской и В.П. Третьякова [1996];

- самопрезентация - это управление коммуникатором образами реципиента, по мнению Е.Л. Доценко [1997];

- самопрезентация - это процесс управления восприятием реципиента через направленное привлечение внимания к тем особенностям внешности, которые запускают механизмы социального восприятия, считает Г.В. Бороздина [2001];

- самопрезентация имеет гендерные, возрастные и профессиональные особенности, представленные в работе О.А. Пикулевой [2004]. [4]

Учитывая многоаспектность данного понятия, мы полагаем, что к пониманию сущности феномена самопрезентации следует подходить комплексно, учитывая разнообразие точек зрения на природу данного явления.

Кроме того, важно учитывать, что в процессе самопрезентации предъявляемый образ неминуемо транслирует черты мужских или женских типов. При этом, мы полагаем, представляет интерес сочетание биологических и социальных аспектов в процессе самопрезентации личностью своего образа. В этой связи, мы считаем, следует подробнее рассмотреть социально-психологическую сущность понятий "гендер" и "гендерный стереотип".

До 70-х гг. XX века научного понятия "гендер" не существовало, и вследствие этого полоролевые различия не являлись предметом социального исследования. Традиционно понятием "пол" обозначались анатомо-физиологические особенности людей, позволяющие подразделять человеческие существа на мужчин или женщин. Исходя из этого, общепринятыми в современной культуре считаются представления о мужчинах, как о рациональных, более агрессивных, амбициозных, независимых, нечувствительных существах, тогда как женщинам предписывается нежность, повышенная эмоциональность, коммуникативность, чувствительность. Между тем, научно обоснованы только четыре отличия между полами: способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность [7, 25]. И Кон по этому поводу замечает, что "единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства" [3, 9]. Очевидные противоречия между устоявшимися и современными взглядами на проблему способствовали развитию новых научных представлений и, в конечном итоге, появлению в 1955 г. нового термина - "гендер", обозначающего совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [7, 33].

Заметим, что важной составляющей процесса самопрезентации, мы полагаем, является укорененность в сознании личности гендерных стереотипов. Под гендерными стереотипами нами понимается "схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, их универсальных сущностных отличиях и нормативном поведении, выражающееся в категориях "маскулинности" и "фемининности" [6, 230].

С целью выявления гендерных характеристик в процессе самопрезентации нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 студентов СахГУ специальности "Социально-культурный сервис и туризм": 20 юношей и 20 девушек от 18 до 22 лет.

  • Для анализа различий в поведении мужчин и женщин нами было проведено анкетирование участников с помощью методики "Опросник для оценки женщинами и мужчинами самих себя" на основе метода личностных семантических дифференциалов [6, 239]. Каждой группе участников - девушкам и юношам - было предложено оценить себя при предъявлении другим людям. Для этого надо было отметить степень выраженности характеристик для каждого из исследуемых образов, представленных в левой и правой части, в среднем столбце (в процентном отношении от 0 до 100). Для анализа, согласно методике, предлагались следующие факторы:
  • Фактор оценки (общей привлекательности).
  • Фактор силы личности.
  • Фактор эмоциональности.
  • Фактор социального статуса.
  • Фактор зависимости.
  • Фактор эмпатийности.
  • Фактор современности.
  • Фактор фемининности (традиционно женских качеств).
  • Фактор маскулинности (традиционно мужских качеств).
  • Фактор андрогинности (гендерно нейтральных качеств).

Далее все шкалы группировались, результаты суммировались, и вычислялся средний показатель для каждого фактора в группе девушек и юношей. Результаты анализа в экспериментальной группе девушек представлены нами на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Показатели выраженности факторов самопрезентации у девушек

Как видно из представленных итогов, девушки склонны презентовать себя следующим образом:

- 80 % - как достаточно привлекательных, сильных личностей;

- 70 % - как имеющих определённый социальный статус, современных, сочетающих в себе и фемининные и маскулинные черты, т. е. гендерно-нейтральные качества (андрогинность).

Обращает на себя внимание тот факт, что среди гендерных характеристик - факторов маскулинности, фемининности и андрогинности - данные показатели имеют одинаково высокий результат - 70%. По-нашему мнению, это говорит о том, что девушки склонны смешивать полоролевые качества в процессе коммуникации, демонстрируя преобладание традиционно мужских качеств в сравнении с женскими: напористость, независимость, силу, способность к лидерству, склонность к риску, агрессивность над такими, как любовь к детям, спокойствие, тихий голос, застенчивость. Результаты, полученные в группе юношей, представлены нами на рисунке 2.








Рис 2. Показатели выраженности факторов самопрезентации у юношей

 

 

Как можно заметить из рисунка, для самопрезентации юношей характерно следующее:

- все показатели имеют средние значения - от 52% до 72%;

- среди гендерных характеристик различия в факторах маскулинности и фемининности незначительные, что также свидетельствует о преобладании фактора андрогинности.

Далее мы графически сопоставили полученные итоги между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3. Сравнительные итоги выраженности факторов самопрезентации у юношей и девушек

Графическое сравнение показало следующее:

- все показатели факторов имеют средние значения в группе юношей и от средних до высоких - в группе девушек;

- у девушек над юношами незначительно, но преобладают такие факторы самопрезентации, как общая привлекательность, сила, эмоциональность, социальный статус, маскулинность, фемининность, андрогинность;

-значения факторов зависимости, эмпатийности, современности практически не отличаются.

Для диагностики полоролевых особенностей и выявления степени выраженности маскулинных и фемининных черт личности у молодых людей и девушек, проявляющихся на поведенческом уровне и являющихся основными характеристиками в процессе предъявления себя другим людям, нами была применена анкета половых ролей BSRI (автор - С. Бэм) [6, 277]. Испытуемым было предложено оценить наличие (или отсутствие) у себя названных 60 качеств. Далее ответы обрабатывались, группируясь согласно шкалам "маскулинности" и "фемининности". По окончании подсчитывался основной индекс, величина которого позволяла делать заключение об андрогинности. При этом, согласно инструкции, если величина индекса заключалась в пределах от -1 до +1, то делался вывод об андрогинности (гендерно нейтральных качествах). Если индекс был меньше -1, то делалось заключение о маскулинности. Если индекс был больше +1, то делался вывод о фемининности. Если индекс оказывался больше +2,025, то можно было говорить о ярко выраженной фемининности. Если индекс был меньше -2,025, то можно было утверждать о ярких проявлениях маскулинности.

Результаты исследования индивидуального уровня выраженности фемининности и маскулинности у девушек представлены нами на рисунке 4.

 




Рис 4. Индивидуальные результаты уровня выраженности фемининности и маскулинности у девушек

Как видно из графика, в группе девушек наблюдается следующее:

- выраженных женских качеств в данной группе испытуемых нет;

- у 100 % выражен фактор андрогинности (наличие гендерно нейтральных качеств).

Результаты исследования индивидуального уровня выраженности фемининности и маскулинности у юношей представлены нами на рисунке 5.

 



Рис 5. Индивидуальные результаты уровня выраженности фемининности и маскулинности у юношей

В группе юношей, согласно полученным результатам, можно отметить следующее:

- выраженные мужские качества в данной группе испытуемых наблюдаются только у одного представителя, что составляет 5 % от общего количества;

- у 95 % выражен фактор андрогинности (наличие гендерно нейтральных качеств).

Полученные данные, на наш взгляд позволяют сделать следующие выводы.

  • В процессе самопрезентации у юношей и девушек отмечаются различия.
  • Склонность девушек к самопрезентации выражена ярче, чем у юношей.
  • Девушки презентуют себя, как более привлекательных, сильных, современных, эмоциональных, с более высоким социальным статусом.
  • Очевидных различий в способности к эмпатии и восприятии себя современным человеком в данных группах юношей и девушек не выявлено.
  • Для обеих гендерных групп характерен средний уровень выраженности зависимого поведения, что, возможно, объясняется статусом студента.
  • Для юношей и девушек характерно преобладание фактора андрогинности (гендерно нейтральных качеств) над факторами маскулинности (для юношей) и фемининности (для девушек). То есть и девушки и юноши склонны демонстрировать как традиционно предписываемые социокультурными стереотипами мужские, так и женские качества, что, по-нашему мнению, свидетельствует о полоролевом смешении признаков и влиянии современных социальных установок.

Таким образом, полученные нами экспериментальные данные подтверждают результаты многочисленных эмпирических исследований [2, 23], которые не дают основания считать, что мужчины и женщины - два противоположных пола, хотя гендерные стереотипы дифференцируют и поляризуют мужчин и женщин на две группы. Поэтому успешность самопрезентации в процессе профессионального взаимодействия будет определяться не признаками пола, а коммуникативной компетентностью, хотя гендерные стереотипы, несомненно, будут оказывать воздействие.

Список литературы

  1. Иванова Е.Л. Самопрезентация за 15 минут. Психотехнологии. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 110 c.
  2. Караяни А.Г. Психология и этика делового общения. М.: СГУ, 2002. 112 с.
  3. Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерные проблемы в общественных науках. М.: ИЭА РАН, 2001. С.9 – 37.
  4. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. Учебное пособие [Электронный ресурс] // Id.hse.ru: [сайт]. [2012]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://id.hse.ru/data/2010/11/11/1209430070/1.2.pdf (дата обращения 4.11.2012).
  5. Пикулева О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации. Дисс. канд. психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 248 с.
  6. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. 479 с.
  7. Семенова Л.М. Технология самопрезентации: Учебно- методический комплекс / под ред. К.В. Киуру. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 55 c.
  8. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования и впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии. 1999. № 3. С.132-139.
  9. Степанова Л.Г. Актуальные проблемы гендерной психологии в условиях современных интеграционных процессов [Электронный ресурс] //Mycoach.at.tut.by: [сайт]. [2012]. URL: http://mycoach.at.tut.by/gender.html (дата обращения 2.11.2012).
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего специального образования по специальности cоциальная работа [Электронный ресурс] // Федеральный портал Российское образование: [сайт]. [2012]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm480-1.pdf (дата обращения 4.11.2012).
  11. Федорова Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации. Дисс. канд. псих. наук. М.: МГУ, 2007. 93 с.
  12. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации. Дисс. канд. псих. наук. СПб.: СПбГУ, 2001. 193 с.