Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Особенности использования технологии социального моделирования при работе над проблемой суицидального поведения пожилых людей

Опубликовано 29.03.2013

Статья опубликована:

Черная Е.В. Особенности использования технологии социального моделирования при работе над проблемой суицидального поведения пожилых людей // Психология и педагогика: теоретические и практические проблемы современных наук: IV Международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, 16-17 ноября, 2012). Москва, 2012.

Актуальность исследования проблемы суицидального риска в пожилом возрасте обусловлена следующими обстоятельствами. Одной из важных медико-социальных проблем современного общества Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выделяет проблему самоубийств. Во многих странах самоубийства находятся среди первых десяти причин смертности. [3] На необходимость развития системы профилактики суицидального поведения указывает Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. В частности, в ней отмечено, что "в целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников". [1] А согласно статистическим данным, 25 % пожилых людей периодически хотят покончить жизнь самоубийством. [2]

Многофакторность проблемы суицидального поведения обусловливает необходимость разработки и внедрения упорядоченной системы профилактики негативных суицидальных тенденций. И хотя действующие специалисты в целом не могут повлиять на глобальные причины самоубийств, тем не менее, в их силах выявить суицидоопасные личности и предотвратить повторных суицидальных попытки.

В первую очередь, следует помнить, что основным мотивом суицидального поведения у пожилых людей является желание прекратить осознание ситуации, которая кажется невыносимой. Также мотивами, играющими значительную роль в суицидальном поведении пожилых людей, являются следующие: сильное физическое страдание, смерть супруга, одиночество, угроза зависимости, уход на пенсию и потеря возможности активного участия в общественной жизни, склонность к употреблению алкоголя или наркотических средств. [3].

Обобщая перечисленные факторы, которые целенаправленно или косвенно оказывают воздействие на пожилого человека, можно предложить следующие направления социальной помощи:

Факторы

Направления комплексной профилактической медико-психолого-социальной помощи

Семья, ближайшее окружение

Помощь в адаптации, преодолении кризисных ситуаций со стороны членов семьи, друзей, коллег по прежней работе

Система здравоохранения

Первичная диагностика медицинских факторов суицидального риска

Купирование острого психологического кризиса

Сфера социального обслуживания

Первичная диагностика социально-психологических факторов суицидального риска

Организация специальных условий проживания и наблюдения за успешностью адаптации суицидента до и после коррекции

Субъекты профессиональной деятельности

Помощь в возможном трудоустройстве, социальной адаптации, организация соответствующих лекций и семинаров, сотрудничество со специалистами здравоохранения и социального обслуживания

Средства массовой информации

Информатизация населения об учреждениях системы профилактики суицидального поведения, обучение основам психогигиены, правилам реагирования в кризисных ситуациях, конфликтологии

Несомненно, что для коренной перестройки деструктивных структур личности необходима консолидация усилий всех перечисленных субъектов деятельности. Это является основным условием эффективной деятельности системы профилактики суицидального поведения в пожилом возрасте.

Учитывая вышеизложенное, нами была разработана примерная модель деятельности социального работника, направленная на решение проблемы возникновения у одиноких пожилых людей крайней формы девиантного поведения - суицида. Реализация предлагаемой модели возможна в центрах социального обслуживания населения, организуемого помощь пожилым людям.

Модель деятельности социального работника при решении проблемы суицидального риска в пожилом возрасте

Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидаемые результаты

I  этап - диагностический

Цель - выявление потенциальной опасности суицидального поведения у пожилых людей

Наличие признаков суицидального поведения у пожилого человека

I. Психологическая диагностика

Методы:

Психолог

выявление склонности к суицидальному поведению

  1. "Диагностика ригидности"

выявление ведущих стратегий поведения

  1. "Опросник уровня депрессии"

выявление уровня депрессии

  1. "Тест смысложизненных ориентаций"

выявление наличия жизненных целей, придающих временную перспективу и осмысленность

  1. II.     Индивидуальная беседа с пожилым человеком

Психолог

Соцработник

выявление личностных особенностей

III.Индивидуальная беседа с родственниками

Психолог

Социальный работник

выявление особенностей взаимоотношений пожилого человека с членами семьи

IV.Медико-социальный патронат пожилого человека

Социальный работник

изучение социально-бытовых условий жизни особенностей состояния здоровья

II этап - аналитический

Цель - обработка, обобщение результатов и разработка программы коррекции суицидального поведения пожилого человека.

III этап - коррекционно-профилактический

Цель - выработка и закрепление несуицидальных форм поведения у пожилого человека

Наличие суцидальных форм поведения у пожилых людей

I.Социально-психологический тренинг

Психолог

Социальный работник

профилактика и коррекция аутоагрессивных форм поведения личности

  • "Знакомство"

самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы

  • "Доверие"

преодоление скованности,

снятие напряжения 

  • "Коммуникация" 

формирование навыков эмпатийного и активного слушания

  • "Невербальное общение"

 

формирование навыков чувствительности к невербальным средствам общения, коррекция отрицательных эмоций;

развитие произвольного контроля над своими действиями;

снятие негативизма

  • "Определение особенностей личности" 

выявление истинного "Я";

возможность разобраться в своих недостатках, привычках, скорректировать их

  • "Самоанализ и самопознание"

познание собственных сильных и слабых сторон

  • "Конфликтность и способность работать в коллективе" 

получение навыков анализа и разрешения конфликтной ситуации

  • "Самосознание"

повышение самосознания, интегрирование в "Я" новых структур опыта

 

  • "Погружение в сказку" 

появление положительных изменений через осмысление жизненного опыта

  • "Собственно коррекционное"

 

закрепление несуицидальных форм поведения

  • "Посмотреть со стороны"

получение прямой обратной связи от других участников

  • "Заключительное"

стабилизация самооценки, актуализация личностных ресурсов

II.Социальный патронат

Социальный работник

изучение условий жизни клиента

III.Работа с родственниками

Социальный работник

cоставление рекомендаций родственникам

IV этап - заключительный

Цель - мониторинг результатов


Таким образом, предложенная модель объединяет деятельность социального работника и психолога, сохраняя специфику работы каждого специалиста и позволяя своевремено заметить признаки суицидального поведения у одиноких пожилых людей в ходе медико-социального патронажа.

Литература

  1. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Указ президента Российской Федерации от 24.09.2001 г. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  2. Пожилые люди - статистика [Электронный ресурс] // 3vozrast.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://www.3vozrast.ru/article/dolgoletie/dolgoletie/930/ (дата обращения 13.10.2012).
  3. Самоубийства и депрессия [Электронный ресурс] // Depressia.com: [сайт]. [2012]. URL: http://www.depressia.com/page_240.htm l (дата обращения 13.10.2012).