Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Организационно-методические аспекты информатизации образования в ССУЗе

Опубликовано 29.03.2013

Статья опубликована:

Черная Е.В. Организационно-методические аспекты информатизации образования в ССУЗе // Новые информационные технологии в образовании:  Всероссийская заочная электронная научно-практическая конференция (Магадан, 15-16 ноября, 2012). Магадан, 2012.  URL: http://iteconf.svgu.ru/Texts/Chyornaya.pdf

Цифровые информационные ресурсы в настоящий момент широко внедряются в образовательную среду средне-специальных учебных заведений. К примеру, принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по педагогическим специальностям предусматривают среди общих компетенций, формируемых у будущего специалиста, "умение использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности". [1].

В последние годы, информатизация системы образования идет стремительными темпами. При этом сам термин "информатизация" зачастую интерпретируется, на наш взгляд, буквально, как простое снабжение учебного заведения цифровыми информационными ресурсами. Между тем, мы полагаем, что понятие "информатизация образовательного пространства" следует трактовать шире. Оно осуществляется как посредством освоения учебной дисциплины "Информатика", так и на основе создания предметно-пространственной среды через реализацию системы управления сетями учреждений разного уровня, включая автоматизацию рабочих мест субъектов учебного процесса, обеспечение современными программными продуктами, а также создание инфраструктуры образовательного пространства в виде информационного сайта образовательного учреждения, электронных баз данных и т.п.

Следует отметить, что оба направления напрямую зависят от материальных и финансовых возможностей образовательного учреждения, а последнее вошло в образовательное пространство лишь недавно, сопровождая глобальный процесс информатизации общества, которая ведет не только к преобразованию социокультурной среды, но и способствует появлению нового, информационного, уклада жизни и профессиональной деятельности людей.

Вне всякого сомнения, что "наступивший XXI в. будет веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна будет решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Принципиально новых подходов потребует и проблема информатизации самого образования не только как стратегически важное направление развития собственно системы, но и как фундаментальная научная проблема". [3].

Безусловно, проблема информатизации образования в настоящий момент не должна анализироваться только в качестве инструментально-технологической составляющей, т.е. как проблема насыщения сферы образования средствами информатики посредством создания нового педагогического инструментария. Сегодня важно пересмотреть сами цели образования, "обеспечив принципиально новую его ориентацию на условия жизни и проблемы информационного сообщества". [3]. Поэтому следует учитывать, что никакие цифровые информационные ресурсы ни в коем случае не должны полностью подменять или вытеснять традиционные информационные, коммуникационные, материально-технические средства и ресурсы, поскольку любой цифровой аналог лишь способствует расширению коммуникационного потенциала образовательной среды и может эффективно существовать только при содействии всех субъектов образовательного пространства. Например, общение преподавателя со студентами посредством Интернет-ресурсов позволяет значительно структурировать временные рамки, но никак не снижает роль непосредственного общения, личного контакта преподавателя и студента.

В этой связи мы исходим из того, что любые революционные пути внедрения и эксплуатации цифровых ресурсов неминуемо провоцируют появление конфликта интересов внутри субъектов образовательной среды, поскольку не все её участники в силу самых разных причин могут быть включены в цифровое информационное поле. В этом случае нарушается один из основных постулатов образовательной среды: доступность, что может вызвать закономерное отторжение у участников процесса информатизации. Более разумным и сохранным для среды, мы полагаем, является эволюционный подход к внедрению и эксплуатации цифровых информационных ресурсов образовательным учреждением на основе мотивационной, финансовой, материально-технической готовности.

Исходя из вышеизложенного, в Южно-Сахалинском педагогическом колледже Сахалинского государственного университета (ЮСПК СахГУ) в течение последних лет ведется целенаправленная и систематическая научно-методическая работа, направленная на информатизацию образовательной среды.

Так, для обеспечения освоения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) всеми участниками образовательного процесса в колледже внедрена система компьютерного тестирования по учебным дисциплинам, факультативов "Технология работы в программах "Word" и "PowerPoint", широко используются мультимедийные компьютерные технологии.

Телекоммуникация проводится на основе внедрения в учебный процесс Интернет-технологий, элементов дистанционного обучения, например, при консультировании и оценке работ студентов заочного отделения.

Научно-методическую базу освоения ИКТ-технологий составляет созданный и постоянно пополняемый фонд электронных методических материалов "Инновационные технологии в образовании", размещённый на сервере колледжа в доступном режиме для студентов и преподавателей, который включает:

  • банк учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин;
  • технологические карты учебных дисциплин для организации балльно-рейтинговой оценки знаний студентов;
  • функциональные карты специальностей, согласованные с работодателями;
  • пошаговые инструкции выполнения заданий для самостоятельной работы студентов;
  • методические рекомендации по написанию докладов, тезисов докладов, научных статей, рефератов, курсовой работы, мультимедийных презентаций, эссе.

Таким образом, образовательное пространство колледжа выстраивается как совокупность компонентов (программ, технологий, форм), соединенных общим ресурсным обеспечением и сосредоточенных на повышении качества образования. Такие совокупности формируют предметные кластеры, управление которыми осуществляют кафедры и предметно-цикловые комиссии (ПЦК), деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для формирования и развития информационно-коммуникативной и технологически насыщенной среды. А ключевыми особенностями её является повышение самостоятельности студентов, практикоориентированность обучения, создающего условия для формирования общеучебных умений, обучение в творческих группах, способствующее повышению коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса. Учитывая то, что в современном педагогическом процессе центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента, активно строящего свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде, важной функцией преподавателя является поддержка обучающегося в его деятельности. Мы полагаем, что эта задача вполне достижима через оказание организационно-методического содействия в успешной ориентации и продвижении студентов в освоении больших массивов разнообразной информации.[4].

Данная работа позволила обнаружить ряд проблемных сторон процесса информатизации образования. В первую очередь, это полиаспектность применяемых равноправных, но не равнозначных функций, предпочтенных видов информационных ресурсов. А.С. Игнатенко, анализируя данную совокупность признаков, указывает на "интеринформационные ресурсы образовательных сред, при которых каждое средство несет свою, значимую и присущую только ему, функцию". [2, 78]. Действительно, в процессе обучения очень важно методически грамотно и дидактически оправданно выбирать те или иные информационные ресурсы, чтобы избежать подмены реальных процессов познания на всего лишь ознакомление с их виртуальными вариациями. Проведение опыта, демонстрация макета, гербария, умноженные на рефлексию учащегося и преподавателя всегда действеннее и эффективнее показа виртуального аналога посредством, к примеру, мультимедийной презентации. Поэтому, мы полагаем, что бесконтрольное, методически непродуманное и необоснованное использование виртуальных версий вместо организации экспериментального исследования натуральных объектов является свидетельством феномена цифровых интервенций, разрушающих проверенные временем методические и дидактические принципы. Мы разделяем позицию А.С. Игнатенко, указывающего на то, что "в результате воздействия феномена цифровых информационных интервенций, классические познавательные цепочки "базовое знание + новая комплексная предметная информация + умения + навыки + понимание = новое знание" подменяются весьма ущербной, с точки зрения методики и дидактики, схемой: "базовое знание + новая виртуальная предметная информация + (-) память (только зрительная и слуховая) = новое знание. [2, 80].

Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, избежать появление цифровых интервенций возможно при следующих условиях:

  • гибком характере внедрения информационных цифровых ресурсов со стороны администрации образовательного учреждения,
  • разделении между собой показателей успешности учреждения, качества образования и формального параметра отчетности по количественным показателям внедренных инновационных ресурсов;
  • соблюдении баланса между факторами наличия ресурса и обоснованного его применения в конкретной ситуации;
  • соблюдении принципа целеполагания, при котором любое техническое устройство остается лишь средством эффективного достижения продуманной, методически и дидактически обоснованной цели.

Библиография

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm535-1n.pdf(дата обращения: 7.11.2012).
  2. Игнатенко А.С. Информатизация образования и информационные ресурсы // Вестник образования. 2011. № 2. С.74-80.
  3. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты [Электронный ресурс] // Ict.edu.ru: [сайт]. [2012]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/004099/kolin.pdf (дата обращения 8.11.2012).
  4. Черная Е.В. Учебно-пространственная среда как фактор формирования информационной компетентности субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже // RELGA: международ. электрон. научно-культурологический журнал. 2012. 25 июля. № 11(249). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tu-www.woa/wa/Main?textid=3264&level1=main&level2=articles(дата обращения 8.11.2012)