Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Обучение студентов педагогических специальностей методике работы над научной статьей как важный фактор реализации технологии подготовки конкурентоспособных специалистов

Опубликовано 11.10.2014

Статья опубликована:

Черная Е.В. Обучение студентов педагогических специальностей методике работы над научной статьей как важный фактор реализации технологии подготовки конкурентоспособных специалистов // Образовательное пространство современного колледжа: от идеи к практике: сборник тезисов по материалам региональной научно-практической конференции преподавателей и студентов (Хабаровск, 18 апреля, 2014 г.). Хабаровск, 2014. С.65-67.

Обучение студентов педагогических специальностей методике работы над научной статьей как важный фактор реализации технологии подготовки конкурентноспособных специалистов

Аннотация: в статье акцентируется внимание на той роли, которую играют своевременно сформированные профессиональные компетенции у студентов, нацеленные на получение опыта работы над научной статьей в период обучения в учебном заведении. Автор анализирует субъективные и объективные трудности, возникающие у студентов и предлагает вариант решения проблемы.

Ключевые слова: общие компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК), федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), самообразование.

 

Современные требования, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования к выпускникам педагогических специальностей, содержат указания на формирование профессиональных компетенций, направленных на умение оформлять разнообразные педагогические разработки: рефераты, доклады, отчеты, а также принимать участие в осуществлении исследовательской и проектной деятельности в конкретной области. [2]. Естественно, что демонстрация этих же компетенций, только уже в развитом виде, ожидается от работающих педагогов. Понятно, что если в своё время, будучи студентами, уже состоявшиеся педагоги таких умений не приобрели, то им остается восполнять пробелы посредством самообразования. Сегодняшние студенты в этом отношении находятся в более выигрышной ситуации, поскольку должны приобрести требуемые профессиональные компетенции до поступления на работу.

Вместе с тем, как показывает опыт, выпускники учебного заведения имеют представление о целом ряде исследовательских работ, традиционно применяемых в процессе обучения (рефераты, отчеты, доклады, курсовые и выпускные квалификационные работы), но испытывают серьезные затруднения, если речь заходит о подготовке научной статьи. А наличие печатных изданий у работающего педагога - это серьёзный аргумент в пользу получения или подтверждения квалификационной категории. [2]. В этой связи повышается актуальность проблемы обучения студентов методике написания научной статьи.

Остановимся подробнее на описании тех трудностей,  с которыми сталкиваются студенты.

К субъективным трудностям, мы полагаем, можно отнести следующие.

  1. Стереотипы мышления, проявляющиеся в том, что:

а)    любое указание на научность работы вызывает у студента ассоциативный ряд: скука, обязаловка, лишняя трата времени и т.п. Работа над научной статьей изначально предполагает работу, протяженную во времени: надо провести какое-либо исследование, описать, оформить его. И далеко не каждый студент испытывает радость от такого длительного рабочего процесса, сопряженного с усидчивостью, самостоятельностью, трудолюбием;

б)    научные статьи могут писать только серьезные ученые, а студентам заниматься этим просто рано;

в)    педагоги должны учить и воспитывать детей, а не заниматься словотворчеством.

  1. Психологический страх перед новым видом деятельности, возникающий вследствие следующих обстоятельств:
  • неясностью для студента сущности и предназначения научной статьи;
  • неясностью алгоритма работы;
  • боязнью не только сказать, но и написать не то, что надо;
  • недостаточно сформированный понятийный аппарат и слабое владение письменной речью.

Во всех этих случаях студент не видит потенциально возможную сферу приложения своих сил, которая бы убедила его в обратном, или, как минимум, показала бы преимущества от затраченного времени.

К объективным трудностям, на наш взгляд, можно отнести следующие.

  1. Необязательность данного вида учебной работы, поскольку среди прописанных профессиональных компетенций требование, касающееся написания научных статей, отсутствует.
  2. Зависимость студента от конкретного преподавателя, заинтересованного в данном виде деятельности и умеющего научить студента.
  3. Коммерциализация публикаций, осложняющая использование данного вида деятельности для студента.

В любом случае проблема качества научных статей, и студенческих, в частности, существует, следовательно, требует поисков решения. Очевидно, что они могут быть самые различные. Представим одно из возможных.

I  этап - приобщение к исследовательской работе в рамках аудиторных практических занятий и производственной практики

Цель: формирование первичных навыков проведения научного исследования и оформления результатов в форме научной статьи.

Обязательные условия, которые следует соблюдать преподавателю:

  • наличие чётких методических указаний по выполнению и оформлению и защите работ;
  • создание позитивной установки на выполнение исследования;
  • обучение студентов методике работы над научной статьей в рамках изучаемой дисциплины;
  • готовность преподавателя не просто контролировать и фиксировать факт выполнения работы студента, а, скорее, сосредоточивать его усилия в том или ином направлении, которые он сам может и не замечать;
  • рейтинговый характер учебной деятельности, при котором работы студентов, отвечающие высокому уровню достижений, имеет смысл рекомендовать для публикации и показать алгоритм её осуществления самим студентом.

Заметим, что выполняя какую-либо учебную работу (даже небольшое практическое задание), студент не предполагает, где её можно использовать, кроме, как зачетной формы по конкретному виду деятельности. Получив заветный балл, дальнейшее применение своего труда, он, как правило, не видит. Если преподаватель на этом этапе заметит потенциально интересную, пусть даже маленькую по объёму, работу студента, и предложит ему оформить её в виде научной статьи, то первые шаги в решении проблемы будут сделаны.

II этап - привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях разного уровня с обязательной публикацией своей работы

Цель: формирование устойчивых навыков работы над научной статьей.

Обязательные условия, которые должен соблюдать преподаватель:

  • оказание содействия студенту в выборе актуальной темы или аспекта какой-либо значимой проблемы;
  • совместная работа со студентом над корректировкой содержания, объёма, научного стиля и др.;
  • самому принимать активное участие в исследовательской деятельности, показывая положительный пример.

Обобщая сказанное, следует сказать, что собственный многолетний опыт работы со студентами по данной схеме даёт свои положительные результаты. Первые скромные пробы пера студентов на первых курсах постепенно приводят их к пониманию того, что, овладев методикой работы над научной статьей, они получают завидное преимущество на рынке труда, являясь конкурентоспособными специалистами.

Список использованной литературы

  1. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений [Электронный ресурс]: Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010. № 209. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах // Edu.ru: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm535-1n.pdf (дата обращения: 11.04.2014).