Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Current problems of methodology in the students' projects guidance process

Опубликовано 03.05.2013

Chernaya E.V. Current problems of methodology in the students’ projects guidance process // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 2nd International Academic Conference. Vol. 2. (March 8-10, 2013, St. Louis, Missouri, USA). Louis, Missouri, USA, 2013. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://conf-afs.com/download/2013/march/vol2.pdf ;  URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19423426 

Актуальные проблемы методики руководства учебными проектами студентов

Current problems of methodology in the students’ projects guidance process

Черная Е.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сахалинский государственный университет", г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, Россия 

Chernaya E.V.

Sakhalin State University

Yushno-Sakhalinsk, Sakhalin region, Russia 

В статье рассматриваются проблемы и механизмы реализации методического руководства учебными проектами студентов.

Ключевые слова: проектирование, моделирование, методы, учебный проект, технология, деятельностный подход.

This study presents the problems and the way of methodology implementation during the students’ project guidance activity.

Keywords: projecting, мodelling, methods, educational project, technology, activity approach.

Введение

В современных социально-экономических условиях значительно возрос интерес к проблеме подготовки кадров для системы социальной защиты населения. Современное общество предъявляет требования к повышению конкурентоспособности организации, а одним из факторов, обеспечивающих выполнение этого требования, мы полагаем, является качество подготовки выпускников, их отношение к труду, уровень профессионализма и творчества. Рассмотрим методические аспекты процесса обучения, создающие основу овладения студентами профессиями социального педагога и социального работника посредством технологий моделирования и проектирования.

Цель исследования

Заметим, что клиент социально-педагогической службы - это всегда человек, попавший в трудную жизненную ситуацию и нуждающийся в реальной действенной помощи. Поэтому, мы полагаем, специфика современной профессиональной подготовки студентов состоит в практикоориентированности процесса обучения, основанного на деятельностном подходе. Для овладения обозначенными умениями в арсенале педагогических средств имеются разнообразные методы, в числе которых особый интерес представляют моделирование и проектирование.

Материал и методы исследования

Заметим, что изучение дисциплин, связанных с методикой и технологией работы социального педагога и социального работника, начинается с освоения знаниевой составляющей курса, включающей теоретические основы технологии социально-педагогического/социального проектирования и моделирования.

Рассмотрим подробнее особенности методики обучения студентов каждой технологии.

При овладении технологией социально-педагогического/социального моделирования в ходе лекционного курса студенты знакомятся с сущностью процесса социального моделирования, под которым понимается метод исследования объекта посредством составления модели, являющейся аналогом этого объекта. Модель должна отражать в упрощенной форме существенные стороны объекта. Поскольку решение социальных проблем, как правило, носит долгосрочный характер, моделирование позволяет концептуально подходить к проблеме. Студенты осваивают основные требования к составлению моделей:

  • визуально-вербализованных (таблицы, макет, график, схемы);
  • концептуальных (описание теории);
  • имитационных (деловые игры);
  • др.

На последующих практических занятиях студенты учатся составлять модель. Работа ведется индивидуально и в группах. На первых двух практических занятиях студенты получают задание:

1)    выбрать социально-педагогическую/социальную проблему для решения;

2)    сформулировать цель и задачи;

3)    заполнить таблицу:

Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидаемый результат

 

 

 

 

Обязательно обращается внимание на то, что все предлагаемые варианты должны носить конкретный и продуктивный характер. По окончании работы проходит представление моделей и обсуждение работы.

В ходе ознакомления с технологией проектирования студенты узнают, что проектирование - это конструирование будущего, которого на данный момент еще нет. А проект представляет собой описание этого будущего, а также технологии его создания. При этом предназначением любого проекта обязательно должно быть позитивное преобразование среды, её обновление или инновация.

Как известно, жизненный цикл проекта состоит из следующих составляющих:

1)    замысла,

2)    планирования и оформления,

3)    реализации,

4)    завершения.

Проект может быть осуществлен в следующих формах:

  • как составляющая часть программы, конкретизирующая приоритетные социокультурные направления развития;
  • как автономный, творческий вариант решения конкретной адресной проблемы.

Содержанием проекта являются следующие структурные части:

   1.Постановка проблемы и её анализ.

   2.Основная идея проекта/аннотация.

   3.Цели, задачи проекта.

   4.Механизм реализации проекта.

   5.Целевая аудитория проекта.

   6.Привлечение волонтеров.

   7.Долгосрочность реализации проекта.

   8.Ожидаемые результаты и методы их оценки.

   9.Партнерские отношения.

  10.Способы распространения информации о проекте.

  11.Возможность продолжения деятельности после завершения проекта.

  12.Рабочий план реализации проекта.

  13.Бюджет проекта.

  14.Приложения.

Практические занятия непосредственно нацелены на формирование умений разрабатывать вышеперечисленные структурные элементы. Остановимся подробнее на поэтапном описании особенностей методики проведения практических занятий, основанных на концептуальных положениях деятельностного подхода.

Наиболее эффективной является групповая форма работы, способствующая развитию такой профессиональной компетенции, как умение работать в команде. [6].

На первом практическом занятии студенты получают групповые задания, над которыми работают, как аудиторно (на занятии), так и внеаудиторно (в процессе выполнения самостоятельной работы):

1)    выбрать социально-педагогическую/социальную проблему для решения;

2)    сформулировать и обосновать её актуальность на основе статистических, нормативно-правовых данных;

3)    продумать и описать основную идею проекта: что предполагается сделать.

Второе практическое занятие содержит две части:

1)    окончательное оформление результатов, с учетом информации, полученной в ходе выполнения самостоятельной работы членов группы;

2)    представление и обсуждение результатов работы групп.

Следует заметить, что коллективное обсуждение выполняет очень важную обучающую функцию, а именно:

  • способность продуктивно анализировать проблему, выделяя существенные стороны,
  • убедительно аргументировать необходимость её разработки на основе объективного фактического материала,
  • конкретизировать проблему в виде ясной идеи.

Данная работа, на наш взгляд, очень важна, поскольку пробуждает у студентов осознанность действий: четко сформулированная проблема и её аргументация становятся возможны только после того, как приходит осмысление, ведь известно, что неясность слова является следствием неясности мысли. Поскольку работа над проектом имеет творческий характер, при котором известный алгоритм действий только предстоит наполнить продуктивным и предварительно осознанным содержанием, необходимым методическим условием является создание учебных ситуаций, направленных на осмысление данных действий. А коллективное обсуждение, в ходе которого мыслительные акты подвергаются вербальному обобщению, непосредственно позволяет решать эту важную педагогическую задачу.

В ходе обсуждения акцент делается на анализе следующих вопросов:

  • Является ли выбранная ситуация проблемной?
  • Что именно создаёт проблемность?
  • Удалось ли группе доказать необходимость работы над решением выбранной проблемы?
  • Позволяет ли формулировка идеи проекта понять, что именно предполагается сделать?
  • Связаны ли логически тема, актуальность и идея проекта?

Следует отметить, что в ходе обсуждения порой возникают ситуации, когда студенты признают, что особой проблематики в выбранном ими направлении не содержится, и очевидным становится надуманность, преувеличенность значения выбранной темы проекта.

Третье практическое занятие посвящено развитию целеполагания. Каждая группа получает соответствующие задания, которые выполняет в течение первой половины занятия:

1)    сформулировать четкую и достижимую в обозримом будущем цель проекта;

2)    в соответствии с поставленной целью пошагово разработать задачи;

3)    придумать краткое и содержательное название проекта;

4)    описать механизм реализации проекта, а именно: какие конкретно мероприятия планируется осуществить.

Во второй части занятия происходит представление и обсуждение результатов работы групп по следующему плану:

  • Позволяет ли предложенная формулировка цели проекта ответить на вопрос: для чего нужен данный проект?
  • Соотносятся ли поставленная цель и задачи с названием проекта?
  • Насколько реальны запланированные мероприятия?
  • Соответствует ли содержательная сторона мероприятий решению поставленных задач?

Опыт показал, что задания данного занятия представляют определенную сложность для студентов, поскольку предполагают сформированность способности стратегически планировать деятельность.

Четвертое практическое занятие ставит перед студентами следующие задачи:

1)    охарактеризовать целевую аудиторию проекта, а именно: численность, социальные группы;

2)    определить, есть ли необходимость привлечения волонтеров и их состав;

3)    определить сроки реализации проекта;

4)    сформулировать ожидаемые конечные результаты (конкретные и измеримые);

5)    описать, с кем и каковы могут быть партнерские отношения;

6)    предложить способы распространения информации о проекте;

7)    рассчитать долгосрочность проекта;

8)    составить рабочий план реализации проекта;

9)    составить бюджет проекта.

Пятое практическое занятие посвящено представлению и обсуждению результатов предыдущего занятия. Далее студенты дорабатывают проект и готовятся к его презентации.

На шестом практическом занятии проходит защита проекта.

Результаты исследования и их обсуждение

Следует отметить, что серьезное мотивационное значение оказывает участие в открытом обсуждении разработанных и представленных моделей и проектов в рамках проведения V международной студенческой электронной конференции «Студенческий научный форум 2013»:

  • "Учебный проект «Мелодия здоровья» как технология активизации здорового образа жизни студентов" [1];
  • "Учебный проект "Личный сайт как портфолио выпускника" [3];
  • "Модель организации социальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" [2];
  • "Моделирование в социальной работе с семьями пенсионеров" [4];
  • "Модель деятельности социального работника по обслуживанию одиноких пожилых людей" [5].

Выводы исследования

Вместе с тем мы можем отметить и проблемы, требующие решения. Наш опыт показал, что и преподаватели, и студенты сталкиваются с рядом трудностей при использовании технологий моделирования и проектирования в обучении.

Так, для преподавателей и студентов, впервые осваивающих данные технологии, проблемными ситуациями являются следующие:

  • психологические барьеры: страх нового, преувеличенная оценка сложности и объёма работы,
  • наличие теоретически разработанных учебных проектов студентов и незначительное количество наглядных примеров их реализации для анализа и осмысления опыта проектной деятельности других людей,
  • определение актуальных тем для разработки и внедрения учебных проектов,
  • трудности в оформлении технологий.

Если говорить о методике руководства учебными проектами, то надо отметить, что очень многое зависит от руководителя, его понимания сущности проблемы и видения практического механизма реализации, поскольку студенты в силу отсутствия опыта часто не могут продумать детали реализации проекта и легко переступают грань, за которой проект превращается в прожект. И, безусловно, браться за руководство учебными проектами следует только в том случае, если преподаватель нацелен сам на получение практического результата в процессе совместной деятельности.

Литература

  1. Акатьева О.И. Учебный проект "Мелодия здоровья" как технология активизации здорового образа жизни студентов // Студенческий научный форум: V междунар. студ. электр. научн. конф. (Москва, 15 февраля - 31 марта 2013 г.). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/38/6180 (дата обращения: 1.03.2013).
  2. Галузова Н.Н. Модель организации социальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Студенческий научный форум: V междунар. студ. электр. научн. конф. (Москва, 15 февраля - 31 марта 2013 г.). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/39/6145 (дата обращения: 1.03.2013).
  3. Дроздова Ю. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности социального педагога // Студенческий научный форум: V междунар. студ. электр. научн. конф. (Москва, 15 февраля - 31 марта 2013 г.). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/38/6203 (дата обращения: 1.03.2013).
  4. Истляева Г.В. Моделирование в социальной работе с семьями пенсионеров // Студенческий научный форум: V междунар. студ. электр. научн. конф. (Москва, 15 февраля - 31 марта 2013 г.). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/39/6016 (дата обращения: 1.03.2013).
  5. Кононова О.А. Моделирование в социальной работе // Студенческий научный форум: V междунар. студ. электр. научн. конф. (Москва, 15 февраля - 31 марта 2013 г.). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/39/6012 (дата обращения: 1.03.2013).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m480.html (дата обращения: 5.11.2012).